Стихи и рифмованные строки – в чем разница?
Это не стихотворение, а мои размышления на тему поэзии. Очень хотелось бы узнать, насколько поэты Голоса, а в особенности участники и жюри Золотого пера разделяют мои взгляды.
В моем понимании, поэзия – это такой тип текста, в котором слова не равны сами себе. В бытовом прозаическом разговоре можно с высокой вероятностью предсказать, какое слово последует сразу за только что высказанным. В тексте истинно поэтическом эта вероятность стремится к нулю. На неожиданном перекрестье смыслов рождаются образы, не прорисованные четко и обозначенные лишь намеками. Поэтический текст – это игра света и тени, где тень так же значима, как свет, а отсутствие так же полновесно, как присутствие. Для поэзии то, что остается за кадром, как минимум так же важно (если не важнее), чем то, что вошло в кадр.
Рифмованными же строками я считаю те тексты, в которых:
- сюжет развивается линейно,
- предложения двусоставны,
- инверсия сведена к минимуму,
- месседж (пардон за такой варваризм, но я хочу использовать именно его) произведения достаточно однозначен,
- за кадром не остается почти ничего.
При этом «рифмованные строки» - это понятие не оценочное. Они не ниже поэзии по рангу, но это другие произведения по самой своей природе. Их, кстати, легко петь.
Лет десять назад я принимала участие в выездном семинаре Британского совета по переводу современной британской поэзии. Уже не помню, как звали того милейшего литератора, который проводил нам один из мастер-классов, но одна из его фраз врезалась мне в память навсегда. В современном англоязычном каноне рифма уже не важна – что, впрочем, объясняется не эстетическими предпочтениями нации, а аналитическим строем языка. Так вот, главным отличием поэзии от бытового прозаического языка тот преподаватель назвал так называемый shivering factor – это когда вы читаете стихотворение, и у вас мурашки по коже.
Поэтичность по отношению к тексту – все равно что душа по отношению к телу. Или жизнь по отношению к телу. Она не локализована. Можно расчленить тело и рассмотреть в нем органы, определив функцию каждого – но где прячется жизнь, будет все равно не понятно. Можно развинтить текст на метафоры, аллегории, эпитеты и прочие детальки технического анализа – и все равно не ухватить движущую силу поэтики. Но где-то между строф, или за вуалью строф, или на теневой стороне смыла она присутствовать должна – чтобы вместо рифмованных строк получалась поэзия.