Сложно ли стать художником?
«Рисовать могут все», «Художником может стать каждый», «Рисуй как художник», «Портрет за 2 занятия» и т.п. – в последнее время рынок просто пестрит подобными заголовками, зазывая на уроки рисования, живописи, и еще бог знает чего, обещая в одночасье овладеть мастерством. Что вообще происходит? Такое чувство, что кто-то выполняет план по производству армии бездарных художников.
На днях я выбирала книгу в подарок. Мое внимание, конечно же, привлекла полка книг с уроками по изобразительному искусству. Часа два я топталась около нее, но так и не смогла ничего выбрать. У меня сложилось ощущение, что далеко не лучшая часть интернета перекочевала в книги.
Особенно меня впечатлила тоненькая книжечка с корешком не более 1 см и заголовком что-то вроде «Полный курс академической живописи».
Конечно, тема эта уже обсуждалась в кругах художников бесчисленное количество раз, но я не могу к ней не вернуться снова. Самое ужасное, что этого монстра породили сами художники, записывая подобные обучалки, и это особенно печально.
Я совсем не против, когда такой материал преподносится как хобби, развлечение или занятие для детей. Но когда авторы упорно твердят, что это и есть путь художника, что надо забыть про долгое обучение, как про пережиток прошлого, что надо просто расслабиться и рисовать, как бог на душу положит, конечно же, это, мягко говоря, введение в заблуждение. Пустые и никчемные книги с пестрыми обложками.
Надо отдать должное, попадаются и мастер-классы профессионалов, но их содержание можно выразить одной фразой – «смотри, как я могу!». Такие видео и книги, конечно, не вредят, но и не учат. Они могут быть полезны только в качестве дополнительного образования, получаемого параллельно с основным. В них можно подсмотреть какой-нибудь прием или технику. Но применить на практике такой материал возможно лишь понимая основы.
И все-таки каждый ли может рисовать? С одной стороны в этом нет никаких сомнений. Если вы научились читать, то, вероятно, на каком-то уровне сможете и рисовать. Вопрос, на каком. В чем же тогда подвох? Проблема в том, что общество упорно путает понятия уметь рисовать и быть художником.
В противовес выпускникам художественным училищ и ВУЗов, да и зрелым мастерам, кто постоянно склонен сомневаться в себе, теперь можно наблюдать сколько угодно школьников и вполне взрослых людей, не стесняющихся назвать себя художниками уже после окончания какого-нибудь кружка «очумелые ручки». Из-за отсутствия фундаментальных знаний эти люди уверены в себе, бодры и ни минуты не сомневаясь в своем предназначении, умудряются даже брать заказы, энергично продвигая эту ересь дальше в люди. И это один из вариантов казаться, но не быть художником. Сейчас это очень модно.
И, черт возьми, почему – то никому не придет в голову назвать себя хирургом, юристом или композитором, не пройдя определенных этапов становления? И никто не объявляет себя писателем, едва научившись писать буквы. Хотя навык письма, в отличие от музыки, доступен каждому. Но почему-то это считается нормальным, когда речь заходит о рисунке или живописи.
Все это страшно обесценивает профессию в буквальном смысле, в которой мастерам и так живется непросто. Мало того, что непоследовательное и фрагментарное обучение в итоге дает сомнительные навыки, оно еще и порождает миф, что профессия художника вообще-то дается не так уж и сложно. И вообще – быть художником - это постоянная радость и необыкновенное счастье.
Другой способ казаться, но, по сути, не быть художником - получение бесчисленных званий. Это более сложный путь, но и более надежный. Я знаю много "заслуженных" деятелей, имеющих вес в художественной среде, чьих работ давно никто не видел. Они очень любят рассуждать о настоящем искусстве, но сами при этом ничего не делают. Ученику, желающему посвятить себя искусству, нужно бояться таких учителей как огня.
Путь художников же совсем другой. Обучаться рисовать приходится годами. Обычно на это уходит минимум лет 12 упорного и последовательного образования, не считая школы и не беря во внимание факт, что художник вообще-то обучается всю жизнь. Кроме того, если вы обладаете талантом, в этом деле он не всегда бывает помощником, а иногда даже вредит. Тому примеры - особо одаренные студенты, кто по разным причинам не выдержал нагрузки и бросил это занятие. Парадокс в том, что часто именно талант провоцирует лень и бездействие. Люди, привыкшие получать легко, что другим дается сложно, как правило, не способны к упорному труду.
Правда в том, что настоящие навыки приобретаются тяжело и иногда в слезах, а удачные работы рождаются в муках. Именно поэтому большинство студентов-художников после выпуска никогда больше не берутся за кисть, а те, кто остаются, годами работают в одиночестве и часто в безденежье, жертвуя своим счастьем и здоровьем. Не все, конечно же, но многие. Я бы рискнула сказать, что большинство. Кто-то спасается преподаванием. И это не так плохо, ведь существует тысячи причин, чтобы стать преподавателем. Но для художника это всегда компромисс. В любом случае, художник - это не та профессия, которая гарантирует вам благополучие и радость. Вы никогда не сможете спрогнозировать, куда она вас приведет.
И еще хорошо подумайте, что вы будете делать, когда научитесь рисовать профессионально? Кому вы будете нужны со своим умением? Земля крутилась тысячи лет без вас, все в ней было устроено складно. За это время успели родиться и умереть тысячи художников, подарившие свету сотни шедевров. И вот, явились вы. Вы уверены, что вас здесь ждали? У вас есть, что сказать миру, чтобы он обратил на вас внимание? Если так - вы художник.
Немногим лучше обстоит дело с ремесленниками. Это прикладные художественные профессии, которым есть применение на реальных производствах. Но, однако, в них вам придется забыть о творчестве и, соответственно о себе, как о художнике. Некоторым и в этих специальностях удается стать творцом, но это скорее исключение.
Может ли каждый стать художником?- ответ, я думаю, очевиден.
В общем, если можете не рисовать – не рисуйте, на свете много других увлечений. Если вы рисуете, обучаясь от случая к случаю - называйте это хобби. Если вы отлично владеете мастерством, не привнося ничего нового - вы ремесленник (и это не обзывательство). Если вы не можете не рисовать и не боитесь трудностей – будьте готовы встать на тропу героя. Станьте последовательны в обучении и помните, рисование – занятие довольно опасное. Сначала вам придется стать первоклассным ремесленником и потом, если получится, привнести в этот мир что-то свое. Это долгий и сложный путь, в конце которого награду получат единицы. Такова реальная цена называться художником.
На этой депрессивной, но правдивой ноте и закончу.
На фото: Adriaen van Ostade. Автопортрет. 1663г.
Моя статья на моем блоге:http://illustrium.ru/stat-hudozhnikom/