Янычары XX столетия
ВНИМАНИЕ!!!
Прочтение этого поста может привести Вас в состояние эмоционального шока!!!
Предыстория сего повествования берет истоки с моего предыдущего поста. Идея которого поведать то, что было интересно, актуально еще за царя Гороха, с соблюдением стилистики публикации тех времен >>> "Пожелтевшая пресса"
Речь пойдет об трагических событиях которые произошли еще в далеком 87 году на территории африканского государства Мозамбик!!!
Янычары ХХ столетия
Где-то на окраине громко прозвучали в предрассветной тишине выстрелы. Это никого особо не встревожило. И не странно! Городок постепенно просыпался ото сна. Кое-кто уже возился по хозяйству, хозяйки готовили нехитрый завтрак - кукурузную кашу и чай. До восхода солнца оставалось менее часа. Была суббота. День ожидался погожим.
Но выстрелы приближались, слышны были длинные автоматные очереди, взрывы гранат. И тогда городком пронеслось: бандиты! Тотчас запричитали женщины, зашлась в слезах ребятня. Испуганный народ кинулся в разные стороны. Про свои нехитрые пожитки никто и подумать не смел в эти тревожные мгновения. Все как один знали что нужно спасать собственные жизни. Бежали со всех ног к окраинам. Там густые заросли кустарников. Не ведая что поселок взят в кольцо. Впрочем, кое-кому посчастливилось проскользнуть. Остальные убедившись, что пути к спасению перекрыты, возвращались, в спешке ища хоть какое-то укрытие.
А улицами уже бежали люди в камуфляже и красных нашейных платках. Новые автоматные очереди летели во все стороны. Выбивали двери и просто с порога поливали свинцом каждый закуток хибарок. Охваченные ужасом матери закрывали собою детей и, прошитые пулями, падали, умирая. Их не добивали. Нет времени. Это сделают другие.
Тем временем на улицах появилось еще с пол сотни людей. Без автоматического оружия. Вместо этого в руках они держали топоры, полуметровые, шириною в ладонь, ножи-катаны, тяжелые песты. Орудия смерти вновь и вновь опускались на головы нив чем не повинных женщин, детей, стариков. В госпитале добивают тяжело больных. Прямо в кроватях. В родильном отделении - младенцев, что несколько часов спустя появились на белый свет. Палачи с красными невидящими глазами хорошо знают свое дело - убивать, убивать, убивать!
В полдень бандиты оставляют поселение. Оно безлюдное если не считать мертвецов. Суббота 18 июля год 1987-й. Народная Республика Мозамбик, провинция Иньямбане, поселок Омоине. Население десять тысяч человек. После кровавого пиршества найдено 424 трупа. Среди которых 156 женщин, 44 ребенка. Без вести пропавшие 298. Десятки тяжело раненых. В каждом доме траур. Некоторые семьи вырезаны полностью.
Трагическое событие Омоине облетело всю страну, весь мир. Такой кровавой бойни давно не знала многострадальная земля Мозамбика.
Кто же эти люди, точнее нелюди, что устроили зверскую расправу над мирным населением? Этих братоубийц породил португальский колониализм, а воспитал расистский режим Претории. В народе их зовут "матсанга", официально - вооруженными бандитами, сами же себя они величают бойцами Ренамо (португальская аббревиатура, что означает "Мозамбикское национальное сопротивление").
Так кому же дает отпор "Ренамо"? Топорники с Ренамо, как декларируют с Лиссабона их заграничные покровители, поставили пред собою задачу "освободить" мозамбикский народ от Фрелимо - партии "Фронт освобождения Мозамбика". Партии что еще в 1962 году возглавила борьбу за освобождение страны из-под колониального гнета Португалии. Партии, что привела народ к победе, а после получения Мозамбиком в 1975 году независимости огласила курс на построение социума социальной справедливости - социализма.
"Программа" Ренамо судя по всему несет в себе всего лишь - убийство, уничтожение собственного народа. А это в свою очередь на руку Южной-Африканской Республике, средствами которой, напуганные расширением освободительного движения и существуют банды. Соучастие Претории В кровавых злодеяниях ренамовцов есть беспрекословная, и имеет множество доказательств.
Но давайте вернемся к трагедии в Омоине, куда головорезы проникли сквозь кордон ЮАР. Отряд что совершил резню, возглавлял так называемый Команданте Тровоада, известный своей жестокостью даже среди подчиненных., которых за самый малый проступок ожидает неминуемое наказание. Сам он уроженец севера Мозамбика. И в связи с тем не можно не упомянуть один красноречивый факт. В Омоине опьяненные от крови убийцы, что общались на языке ндау, широко распространенном на севере страны, угрожали вырезать всех жителей Иньямбане - южной провинции Мозамбика.
Наверное кому-то выгодно разжигать межплеменную вражду, дабы предотвратить процесс консолидации народа в единую нацию. Другими словами, имеет место давно испытанной тактике "разделяй и властвуй".
После июльских событий в Омоине подобная трагедия повторилась в августе в Манжаказе (провинция Газа). Бандиты, что имели на вооружении не только автоматы,а и 60-и и 82-милиметровые мортиры и базуки, ворвались в беззащитное селение на рассвете. От их рук погибли восемьдесят мирных жителей. Многих взяли в плен. В местном госпитале с двадцати восьми детей выжили только двое. Бандиты оставили после себя много противопехотных мин. Помимо того, везде было разбросано разноцветные шариковые ручки, напичканные взрывчаткой.
Среди убитых бандитов распознали "майора Андре". О котором еще будет вестись речь. Неоглашенная война против Народной Республики Мозамбик принесла не мало горя стране. Чрезвычайно пострадала экономика страны. Оборот производства основных экспортных сельскохозяйственных культур( хлопок, орехи кешью, цитрусовые) упал на 75 процентов. Заводы и фабрики работают, используя 25 процентов своих производственных мощностей. Мозамбику доводиться ежегодно ввозить до 700 тысяч тонн пшеницы, кукурузы и риса, что в десять раз больше, нежели в первые годы народной власти. Плодоносные земли некому обрабатывать. Треть бюджета республика должна отдавать на нужды обороны. Несмотря на все свои природные богатства Мозамбик на сегодня является одной из самых бедных в мире стран. Население ищет спасение от террора вооруженных бандитов в соседних государствах - Малави, Зимбабве, и Танзании.
Несмотря на помощь что ее предоставляют беженцам правительства этих стран и различные международные организации - Красный Крест, комитет солидарности с народом Мозамбика, созданные во многих странах, - их состояние не соответствует элементарным нормам. Большие скопления людей приводит к возникновению очагов различных эпидемий, остро стоит вопрос нехватки продуктов питания, воды, одежды.
Правительство НРМ, дабы улучшить положение осуществляет в стране Программу экономического возрождения, но подрывная деятельность бандитов стоит на преграде процессу восстановления. Растет количество закрытых школ. Из 5886 начальных школ, что действовали 1983 года на сегодня закрыто 2629. Занятия проводятся часто под открытым небом в тени деревьев. Уничтожено более 30 процентов санитарных учреждений, что оставило без первой помощи более двух миллионов человек. Медработников бандиты убивают или принудительно уводят с собою. Излюбленной мишенью которых являются машины скорой помощи. За данными ЮНЕСКО, война и дестабилизация повлекли в Мозамбике только с 1986 года к смерти около 84 тысячи детей, а за 1981-1986 года - 320 тысяч.
Впрочем, тех кто выжил, ожидает еще хуже судьба - они становятся янычарами. Именно так - янычарами. Дело в том, что ряды вооруженных бандитов, по мнению Претории, растет медленно. Так почему бы не привлечь к бандитизму детей и подростков? Ведь это, глина, с которой можно слепить что угодно. Именно, когда мальчишке всего-навсего около десяти лет. В таком возрасте достаточно пообещать кроссовки "Адидас", снятые с убитого им человека, или другую одежду. Дети не понимают ценности человеческой жизни, не задумываются об завтрашнем дне. Они становятся инструментом в чужих руках. Убивать для них стает обыденным. Женщина освобожденная с лап бандитов, рассказала про вопиющий своей жестокостью случай, когда десятилетний мальчик, в слезах умолял у главаря разрешения убить кого-нибудь из пленных крестьян. Все равно кого, лишь бы убить!
Каким же образом детей превращают в убийц? Курс "молодого бойца" продолжается в основном от одной недели до месяца - в зависимости от "способностей" и нужде в пушечном мясе. Первый этап состоит в том, что к ушам ребенка подносят пистолет с которого производят выстрел в гору, потом эту же процедуру повторяют уже с автоматом. Так приучают не бояться выстрелов. После этого дают оружие в руки. Идеологической обработки как такой не проводят. Для "храбрости" дают сильно действующие наркотики.
Бандиты предпочитают вести набор в возрасте от восьми до двенадцати лет. Со старшими уже сложнее, так как они стараются убежать при первой же возможности. Кстати, майор Андре, про которого мы упоминали несколько выше с виду был не старше двенадцати лет. А что уже говорить про трагедию девочек девяти-двенадцати лет, которых бандиты используют в качестве наложниц?!
Использование детей в качестве пушечного мяса, к сожалению не является чем то новым в истории человечества. Но не в таком возрасте и не в таком количестве, как это происходит в Мозамбике. Сколько матерей сошли с ума, когда у них силою отбирали детей. Когда в один прекрасный день такой ребенок возвращается на порог отчего дома с бандой, дабы убить родную мать. Так происходит кровавое крещение. Дети составляют львиную долю большинства бандитских группировок, что убивают, грабят. Дети - Мозамбика - будущее нации, - по сути являются главными жертвами войны, против НРМ.
Как вернуть их отчизне, матерям, вновь сделать людьми? Сегодня в стране, за скромными подсчетами, не менее двухсот тысяч сирот. Только в Мапуту - около тысячи бездомных. И все они жертвы негласной войны, развязанной Преторией. Государство для них сиротские дома, многие семьи берут сирот на воспитание. На исходе 1987 года, в преддверии национального праздника Семьи, Народная ассамблея НРМ приняла закон об амнистии и помиловании, что дает право на амнистию и помилование для всех без исключения мозамбикцев, которые с различных причин очутились в рядах вооруженных бандитов, возврат в лоно нации, к нормальной жизни. Это политическое и глубоко гуманное мероприятие относительно тех, кого еще мучит совесть за содеянные злодеяния против своего народа.
Мозамбикцы осознают, кто их главный враг.
Вячеслав Сахно.
Мапуту - Киев
Вольный перевод с украинского языка с сохранением авторской стилистики повествования - Анатолий Бородаус.
Фото авторские, взяты с журнала "Советская Женщина" 89-5. как впрочем и сам текст.
Ну что Вам ребята сказать то? Писать было тяжело в плане душевном, история ярко восстала пред моими глазами, как живая, несмотря на тлен лет ее покрывшей!!! С одной стороны жалею что он, журнал мне попался на глазах... но с другой стороны об таком нельзя молчать несмотря на давность событий!!! Можно было добавить фото "со стороны", но идея повторюсь состоит в том , что бы максимально перенести печатное слово на блокчейн платформы Golos!
Еще что может броситься в глаза моим внимательным читателям, так, то что события "устарели" без малого на два года, к моменту публикации! Тогда ведь не было такого разнообразия видов связи и передачи информации как в нашу цифровую эпоху. Хотя в этом есть свое очарование.