( 💯 апвот) Биткойн и добродетели — часть 3: Справедливость
В предыдущих двух частях этого цикла статей я [Джимми Сонг] приводил доводы в пользу того, что любая устойчивая валюта в целом, и Биткойн в частности, создают предпосылки к развитию человеческих ценностей, таких как благоразумие и умеренность. Так, у людей появляется стремление к планированию, принятию взвешенных решений, в противовес праздности и жадности.
В этой статье мы поговорим о том, как «твёрдые деньги» стимулируют справедливость, честное отношение между людьми.
Правительство и справедливость
Справедливость включает прямоту, беспристрастность, выполнение обещаний, уважение чужих прав. Понятие заключает в себя многое, но её как правило определяют, и это слово ближе всего соответствует древней концепции справедливости, как честность.
Традиционно справедливыми считаются поступки индивида, которые честны в отношении других. Например, невыполнение обещания — несправедливое действие, оно нечестно с позиции того, кому обещание было дано. В случае, когда последствия такой несправедливости становятся значительными, государство просят вмешаться в ситуацию. Если, скажем, значительная сумма была обещана за продукт или услугу, но обещание не было сдержано, то власть обычно через судебные инстанции восстанавливает справедливость путем наказания нарушителя.
Другими словами, обязанность власти/правительства состоит в исправлении конкретного акта несправедливости.
В условиях нестабильной валюты
В устойчивой денежной системе правительство сковано в своих действиях по причине ограниченного бюджета. При таких условиях нельзя просто взять и напечатать деньги. Такое лимитированное правительство должно распоряжаться бюджетом с осторожностью, учитывая возможные последствия от неразумных программ. При фидуциарной системе бюджет практически неограничен — государство может проникать в любую сферу. Такое отсутствие ограничений позволяет тратить гораздо больше денег, часто выбирая неоднозначные программы, но входящие в повестку власть предержащих.
Вместо наказания за фактическое несправедливое действие (кража, клевета, мошенничество) у правительства появляется искушение потратить бюджет в первую очередь на недопущение всех её категорий (соцобеспечение, военное вмешательство, регулирование). Естественно, такой подход на первый взгляд неплох, но он сопряжён с проблемами.
Сложно определить эффективность такой профилактики.
Откуда можно знать, что это именно правительственная программа положительно повлияла на ситуацию, и это не следствие каких-либо других социальных изменений? Что делать, если такие профилактические мероприятия вообще не работают?
Даже если мера и будет работать, то непонятно как программа поведет себя в будущем, оправдана ли она.
Является ли расходование миллиардов долларов для предотвращения мелких хищений хорошей инвестицией? Будет ли вообще продвигаться такая работа?
Из-за отсутствия стабильных денег такие программы могут длиться бесконечно независимо от их эффективности.
Это наращивает класс социальных иждивенцев (благодаря сопрограммам, продовольственным талонам), госслужащих — сотрудники служб безопасности, бюрократы, государственные подрядчики (работающие на общественных объектах, соц.защите).
Проблема фидуциарных правительств и их программ в том, что они не привязаны к результату. А именно, размер потраченных сумм не коррелирует с общественным благосостоянием. И поскольку доля населения, напрямую зависящая от государственной поддержки — прямые иждивенцы, бюрократы, корпорации, сидящие на госконтрактах, — растет, то возрастает и расхождение между объёмом затрат и получаемым эффектом.
Как видно, нельзя винить людей за то, что они воспользовались предоставленными им льготами, но можно упрекнуть систему, создавшую эти меры поощрения. Необеспеченные деньги создают плохие материальные стимулы.
Справедливость и торговля
Разделение стоимости и приобретаемых благ — прерогатива справедливости. А именно, торговля, при которой одна сторона принуждена либо вынуждена оперировать неполной информацией, или так или иначе остаётся обманутой, не является справедливой. Честная торговля происходит гораздо чаще именно со стабильными деньгами, потому что нет того, кто может их напечатать, скрыть информацию о ценах от других.
Помимо непосредственного влияния правительства как образчика социального благоденствия, бюрократов, господрядчиков, существуют и другие отрасли материального производства, государственное вмешательство в которые посредством необеспеченных денег сказывается на обществе. Здравоохранение, образование и банковская система — примеры секторов, где государственные субсидии искажают цены для многих в широком масштабе. Интервенции обычно стирают с рынка информацию о реальной стоимости услуг, усложняя процесс заключения честной сделки.
Поэтому и неудивительно, что говоря про эти три отрасли, люди имеют значительные разногласия в том, что такое справедливость. Если правительство может печатать деньги, то, естественно, оно может обеспечить оказание медицинских услуг для всех. Но это устраняет с рынка информацию о цене, справедливой цене для конкретной процедуры, поскольку жёстко влияет на кривую спроса и предложения. Правительство может обеспечить образованием всех, но в очередной раз это уберёт информацию о рыночной стоимости, затрудняя определение справедливой цены.
Неискажённая информация о ценах позволяет людям обмениваться друг с другом честно, а значит и более справедливо. Путем удаления «твердой валюты» происходит загрязнение рыночного моря и допущение несправедливого обращения. Ценовые сигналы и стабильная валюта — это основа справедливости.
Поощрение добродетели
Честные сделки заключаются тогда, когда существует достоверная информация о ценах, ведь так становится сложнее получить преимущества. В системе преуспевают те, кто правильно использует информацию. Усердные люди, действуя честно и формируя добавленную стоимость, преуспевают в стабильной финансовой системе.
Например, пару лет назад ошибка API BitGo привела к тому, что пользователь отправил 85 BTC в качестве комиссии за перевод. В BitGo могли списать все на пользовательскую ошибку, но они отреагировали в соответствии с деловой этикой, сделав честное предложение о возмещении потерь из собственного кармана. Получилось, что майнер, добывший блок, увидел, что получил BTC несправедливо и фактически вернул всю сумму пользователю. Столь добросовестные отношения поощряются стабильной финансовой системой, поскольку данные о цене ясны для всех и открыты.
В фидуциарной системе большая часть людей производит мало благ, но желает собирать бонусы, получать сверхдоход: поведение, которое мы называем рентоориентированным. Государственное вмешательство в отрасли хозяйства почти всегда провоцирует появление такого поведения не только в правительственных кругах, но и в среде профессий, ограниченных квотами (водители такси, декораторы).
Вмешательствами правительство желает обеспечить равенство результатов. Это, в свою очередь, заставляет людей в этой системе поступать несправедливо, а именно, не заботясь о честности взаимоотношений с другими.
В стабильной системе, иначе говоря, чётко разграничены обязательства и проявления доброты. Без неё различия неясны, а добрые поступки часто принимаются как должное, обязательное поведение, и наоборот. Доброта, милосердие, щедрость без какого-либо очевидного и ясного для всех понятия о справедливости неузнаваемы. Имея стабильные деньги, мы можем определять добрые поступки, поощрять проявления доброты, щедрости. В такой системе мы можем быть признательны за достойное поведение, выходящее за рамки справедливости.
В заключение
Государства с фиатными деньгами имеют больше возможностей для вмешательства в рынки, удалению информации о реальной цене. Последствия этого разносторонни и ужасны для общества, для которого возникают стимулы на поиск ренты, а не на привнесение эффективного вклада в стоимость. Фиатная система поощряет несправедливые действия.
С другой стороны, стабильная валюта стимулирует трудолюбие, поскольку информацию о цене легко получить, у большего числа людей открывается возможность творить добро. Понятное ценообразование ведёт к более справедливым отношениям, поддерживая честность, доброту, благородство, сострадание.