Конкурс Геоазбука. Буква Д: ДОМ-Музей Шишкина, или О профессиональном секрете марш-бросков художника
Был в Елабуге. Поселился в гостинице Тойма. Во всех её холлах и номерах висят в золочёных рамах репродукции Шишкина. А самый популярный музей (которых сейчас понаоткрывалось в Елабуге множество) – ДОМ-МУЗЕЙ народного любимца — художника И.И.Шишкина.
В доме помимо подлинной обстановки экспонируются пять полотен и более 20 офортов самого художника. На первом этаже выставлены и подлинники полотен его друзей.
Поясню, что в пору своей громкой популярности у русской публики художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). А в Елабуге он провёл своё детство и юность.
Отец художника был купцом древнего вятского рода Шишкиных. На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, где с детства была спальня художника, экскурсовод подчеркнула, что в доме был строгий порядок. И домочадцам было разрешено ступать на эту лестницу только ДВАЖДЫ в сутки. Утром, чтобы спуститься к завтраку. И вечером, чтобы подняться к своим спальням и разойтись по ним с огарками свечей в руках…
В 12 лет будущий профессор и Академик был определён в ученики 1-й казанской гимназии. К 20 годам он дошёл аж до 5-го класса, который — по разрешению отца! — оставил-таки (хотя мать была категорически против), чтобы отправиться в Москву и поступить там в Училище живописи, ваяния и зодчества (выпускники которого имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств). Ныне в этом здании (что напротив Почтамта на Мясницкой) размещается Российская Академия живописи, ваяния и зодчества им. И.Глазунова.
Но вернёмся в Елабугу. Если раньше она для меня была связана только с трагической смертью нашей гениальной поэтессы Цветаевой, то теперь я знаю, что оказывается, раньше-то город был одним из знатных центров русского купечества.
КАБИНЕТ ОТЦА (первый этаж)
СПАЛЬНЯ СЫНА (будущего художника)
КРОВАТЬ СЫНА
ВИД ИЗ ОКНА второго этажа
В городе много куполов, колоколен, архитектурных памятников 17-19 века (а мечетей – к моему изумлению – всего-то ничего, точнее – три, причём весьма скромненьких)… Посещение Елабуги привело меня к нескольким культурологическим открытиям. Вот из них два, связанные с прославленным именем И.И. Шишкина.
I. «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Рожь» обеспечили художнику славу «певца русской природы». И вот экскурсионный автобус перемещал меня по пригородам Елабуги и Казани – от одного монастыря XVII века до другого, – то за окном на меня смотрели типичные «шишкинские пейзажи». И тогда до меня так-таки дошло, что вообще-то художник является выдающимся певцом и ТАТАРСКОЙ природы.
II. В доме-музее экскурсовод особо подчеркивал трудолюбие Шишкина – академика, профессора, представителя в отечественном искусстве Дюссельдорфской художественной школы. Оказывается, что художник, когда гостил в родной Елабуге, чуть ли не ежедневно (!) совершал пешие походы по 20-25 километров ради того, чтобы - с особой значительностью подчёркивал экскурсовод - запечатлеть тот или иной живописный уголок...
И тут я вспомнил вот про что. Одна из подружек моей дочери недавно занялась бегом по утрам. Так вот она говорит, что во время пробежки после «пятого километра», «второго дыхания» или «седьмого пота» – наступает некое особое состояние. Усталость исчезает, трансформируясь в эйфорическое состояние. И тогда у «бегуна» восприятие всего окружающего становится каким-то приподнято насыщенным и радостным. И потом след от этой эйфории тянется через большую часть дня, обогащая всё вокруг окружающее радостн0-сочными оттенками.
И тут меня осенила вот какая интерпретация «марш-бросков» Шишкина. Он не к какому-то конкретному месту свои очередные 25км прошагивал, это он в себе «живописное восприятие» возгонял. Как почувствует в себе живописный экстаз, так сразу этюдник раскрывает и бросается за работу...
Пока поработает, отдохнёт – пора 25км обратно топать. Наверняка в город возвращался уже в сумерках. Редкие прохожие сразу обращали внимание на навьюченную баулом с красками и громоздким этюдником фигуру возвращающегося художника.
Днём, при солнце, его появление на улицах города особо к себе внимание не привлекало бы. А тут – сумерки и фигура художника. Красивая легенда о фантастическом трудолюбии Шишкина готова.
И эта легенда – правда, только вот изюминка в ней могла быть совсем другой (нежели та, что о трудолюбии), которую предполагали его современники-обыватели и которую по эстафете не устают сегодня передавать нам заправские экскурсоводы, неугомонные санитары современной массовой культуры…
КОМНАТА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ, В КОТОРОЙ ХУДОЖНИК РАБОТАЛ ВО ВРЕМЯ ДОЖДЛИВОЙ ПОГОДЫ
ВЕРАНДА второго этажа (с видом на принадлежавшие отцу"шишкинские пруды", которые были доступны для гуляющих горожан)