Конкурс Геоазбука (дополн. этап): ДОМ, где СЛЕПЫЕ познают ЖИВОПИСЬ, а ЗРЯЧИЕ – художественную значимость ДЕТАЛЕЙ
Привычно, что Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве называют «Пушкинским ДОМом». А недавно он приобрёл и уникальный статус дома особого – ДОМА ДЛЯ СЛЕПЫХ.
Дома, где любой инвалид по зрению, то есть плохо видящий или даже совсем слепой человек, может «нос к носу» познакомиться с прославленными живописными шедеврами (не всеми, но избранными).
Например, с «Воскресением Христа», созданным ВЕРОНЕЗЕ в 1575 году в Венеции (собственность ГМИИ).
Экспозиция позволяет людям с ограниченными возможностями зрения не столько увидеть – к сожалению это пока не возможно, – сколько именно «поближе познакомиться» с шедевром. То есть ощупать его, в буквальном смысле этого слова (правда не сам подлинник , а его выпуклую версию, снабжённую искусствоведческим комментарием, изложенным с помощью шифра Брайля.
Когда у слепых посетителей возникают вопросы, то разобраться им помогает либо поводырь, сопровождающий его, либо экскурсовод (правда я видел, что некоторые слепые предпочитают пользоваться «электронным гидом».
На снимке видно, что посетитель (у него полная потеря зрения) запутался в вопросе с доспехами римских стражников (почему в центре лежит снятый панцирь? кто из изображённых снял его с себя?). Такой вопрос и зрячего поводыря и зрячего экскурсовода застал врасплох. Им и в голову не приходило ни о чём подобном задумываться.
Я не стал вмешиваться в их искусствоведческие домыслы. Но надеюсь, что кто-нибудь из них так-таки вспомнит, что ВОСКРЕСЕНИЕ произошло ночью, поэтому кто-то из стражников мог снять с себя ту или иную часть доспехов, что художник и решил использовать в композиции своей картины.
Ответ в данном случае найти достаточно просто. Кто ж не знает о Пасхальных ночных службах (для этого не нужно даже быть христианином)...
А вот у шедевра ТИЦИАНА «Саломея» (1515), привезённого из Рима и тоже снабжённого выпуклой версией для слепых, возникла очередь инвалидов (с сопровождающими их поводырями), которые желали как следует разобраться-таки в содержании картины: уяснить детали расположения на блюде головы Иоанна Крестителя! И понять выражение эмоций на лице Саломеи! Которая по научению матери должна будет – по версии, изображённой великим Тицианом – с этим блюдом начать танцевать перед царём Иродом, отмечающим свой день рождения.
Честно говоря, мне от вида пристального ощупывания деталей этой жуткой истории трепетными пальцами инвалидов по зрению становилось не по себе. «Боже мой, что о нас – зрячих – после этого будут думать «плохо видящие»?.. И всё это в потёмках, потому как именно там выставлена версия тициановского шедевра (для ощупывания ведь – по мнению администрации – хорошей освещённости не надо)...
В тот день я встретил в «Пушкинском доме» чуть ли не три специально для них организованных групповых экскурсий…
- PS: Для завсегдатаев Голоса, плоховато представляющего пространственные особенности "Пушкинского дома" добавлю фотку знаменитого Итальянского дворика – самого большого, необычного и знаменитого из всех залов слепков в ГМИИ.
Архитектура этого зала является свободной копией внутреннего дворика флорентийского палаццо, построенного на рубежа XIV века. В центре коричневый восьмигранник высотой чуть больше метра – условное обозначение реального существующего во дворике колодца (под него архитектором был закамуфлирован воздуховод, который со времён Великой Отечественной войны 1941-1945 года так и не работает).
На фанерном перекрытии этого псевдо колодца установлено современное произведение искусства "Селфи-башня" (Recycle Group. Пластиковая сетка. 2017). Это временно выставленный подлинник (а всё остальное в этом зале – копии, правда копии очень точные и очень известных шедевров эпохи Возрождения)...
Будете проходить мимо, загляните в этот дом искусства, куда ныне начали захаживать и наши слепые современники! Зайдите и вы – не пожалеете...