РОК-ОПЕРА: Преступление и наказание
Вчера был на спектакле «Преступление и наказание». Постановка Андр.Кончаловского по роману Достоевского. Очень странные впечатления.
Декорации и свет – класс! (Великобритания). Кукольная анимация (знаменитая лошадь, которую забивают) – бесподобно! Музыка (Эдуард Артемьев) – почти никак (в оркестровой яме бутафорская видимость оркестра; весь спектакль утрированно размахивает руками дирижер – зрелище иногда весьма вызывающее подозрение в звучании фанеры). Постановка и режиссура – вызывает скуку, скепсис или «лёгкое любопытство»
Первый акт самый слабый. Много сцен (то есть номеров)современной чернухи. Актёры её играют с упоением, что вызывает отталкивающее впечатление.
Второй акт поприличнее. Уже похоже и на мюзикл и на рок-оперу. Но только не на современную, а – конца прошлого века (!). Хотя некоторым зрителям нравится – аплодируют (в это время остальных из партера не выпускают, дескать раз свет ещё не зажгли – стойте и ждите).
(Такого в годы застоя не было даже в ТЮЗЕ – где школьники классами-табунами выбегали в гардероб из зрительного зала. Помнится, что там режиссёры выдумывали чудеса, чтоб только добровольно задержать зрителей. И им это даже удавалось. Например, поклон шёл под песни «Машины времени», тогда полу запрещённой и потому очень любимой школьниками группой. Продвинутые старшеклассники минут 10 стоя аплодировали после каждого спектакля, чтоб только послушать шлягеры)
Во втором акте повторяются сцены народной пьянки. Как вставные номера. Они с развитием сюжета (автор либретто Кончаловский и Ряшенцев при участии Розовского!) не связаны. Уличные сцены происходят у входа на станцию питерского метро среди бомжей, рокеров и современных проституток. И когда очередной раз появляются весёлые бабы в народно-казачьих сарафанах (фасона конца XIX века) в обнимку с червертными (полуметрового размера) бутылями мутного самогона, то это производит удручающее впечатление: вместо искусства БАРЧУК потчует нас презрением к беспросветной низости своего народа. А старуха процентщица – старая, пошлая еврейка(!) с подчёркнуто обвисшими грудями (её играет высокий парень, но не Ефим Шифрин, который, судя по программке, иногда играет аж самого Порфирия).
Сегодня на канале Культура случайно наткнулся на интервью с Кончаловским. Я именно к нему относился очень хорошо. За Асю Клячкину (первоначальный вариант) и бесценную лепту в Андрее Рублёве (ведь именно в содружестве с Кончаловским у Тарковского появились новые грани, ракурсы, приёмы построения художественного пространства; не случайно по изобразительному языку и информативности русского простора Андрей Рублёв гораздо ближе к Клячкиной, нежели к Иванову детству).
Так вот, Кончаловский, закинув ногу на ногу, спокойно процедил, что он предпочитает ставить планку очень низко. Так низко, чтобы избежать всяких неудач. Глядя на экран, я понял, что он (в отличии от пронырливого братца) вполне откровенен. И «Преступление и наказание» он навалял не напрягаясь . Если художник Грабарь, говорил, чтоб картина была живой, её надо «нашвырять» на холст в один сеанс – и у него действительно часто получались шедевры, то «низкая планка» Кончаловского, не помогла ему в создании ни живого, ни художественного зрелища.
Жаль, что получилось халтурное ПРЕСТУПЛЕНИЕ Кончаловского как художественное НАКАЗАНИЕ Достоевскому : - (((((
- А буклеты с программкой спектакля (16 глянцевых страниц) раздают бесплатно! Это больша-а-а-а-ая редкость в современных театрах. Испокон веков было заведено программки - задёшево или втридорога - продавать билетёрам (с минимальнейшей прибылью себе в карман)