Легенды джаза: Джо Оливер - 3
Если в мире живописи шляпа-котелок неизменно ассоциируется с творчеством Рене Магритта, то в мире джаза этот образ, или если хотите – символ, принадлежит Джо Оливеру Кингу. Это совсем не дань моде, и не китч, и могло бы этого фирменного отличия не быть, если бы в детстве будущий музыкант не получил травму и не ослеп. Надвинутый на глаз котелок просто помогал скрыть дефект.
Как и большинство джаз-менов, Оливер родился в бедной семье, хотя в принципе, нелегко представить себе богатого темнокожего (надеюсь это звучит достаточно толерантно) в конце XIX – начале XX века. Они, конечно, были, но скорее, как исключение, чем правило.
Несмотря на прозвище “Кинг” Джо слыл “своим парнем” в джазовой тусовке. Ну, вы же помните, да? Там все через одного короли, императоры и сплошь царские особы. Для “своих” музыкант был просто – “Папа Джо”. К слову сказать, многие известные исполнители джаза были если не под его началом, то с благодарностью принимали его уроки.
В общем-то, из-за черты бедности ему удалось выбраться именно благодаря музыке. Будучи очень талантливым корнетистом, он выступал во многих джазовых ансамблях в Новом Орлеане.
“Если весь мир театр, то весь Новый Орлеан — бордель с джазом.” — кажется, так пишет Гэри Крист в своей книге “Джаз. Великая история империи греха и порока”. И надо признать, он прав, бесспорно прав.
Даже юные, воодушевленные особы с малых лет об этом знают, ну сразу же после прочтения “Унесенных ветром” или “Интервью с вампиром”, разумеется.
Так вот, Джо Оливер, отлично преуспевал в этом городе, ровно до тех пор пока США решило более не сохранять нейтралитет в Первой мировой войне. Новый Орлеан признали стратегически важным портом, город наполнили военные и как-то стало всем не до музыки и джаза, поэтому большинство исполнителей стали перебираться в Чикаго и там осваивать клубы и увеселительные заведения. Именно этот момент является началом конца эпохи Новоорлеанского джаза, представителем которого был Папа Джо, и началом расцвета Чикагского джаза. Но пока не будем вдаваться в подробности.
Помните, Сиднея Беше? Уверена, что нет, но о нем я уже писала тут. Сидней Беше и Джо Оливер организовали свою группу и отправились покорять Чикаго. Очень даже успешно, что неудивительно, с ними работали очень талантливые ребята, а в начале 20-х годов к ним под крылышко попал молодой, но уже тогда очень яркий в плане исполнения, Луи Армстронг.
Mabel's Dream
Ну это пожалуй самое известное произведение в исполнении Джо Оливера.
Я не фанатка новоорлеанского джаза, но стоит с уважением относится к его влиянию и вкладу в джаз в целом. Ну и для того, чтобы понимать откуда ноги растут, послушать стоит. Кстати, забегая вперед, скажу, что после смерти Оливера Кинга именно с его произведений и Mabel's Dream в частности, в 40-х годах начнется возрождение новоорлеанского джаза. Собственно, тут удачный сбiг обставин — Оливер был не только талантливым, но одним из немногих исполнителей, которые делали записи своих произведений. Так что его последователям было хотя бы от чего отталкиваться.
А вот тут исполнение под гитару, звучит совершенно иначе. И чуть менее пахнет нафталином, надеюсь, вы поймете о чем я.
Someday Sweetheart
Еще одно из христоматийных произведений, которое вошло в альбомы многих более поздних исполнителей.
Кстати, это произведение входит в список евергринов — джазовых стандартов. Но о них когда-нибудь потом.
А что потом? После бурного успеха, пришло такое же забытье. К 30-м годам у Оливера развилась какая-то зубная болезнь. Да-да, его обвиняют в непомерной любви к сладкому, но я точно утверждать не берусь. Но вследствие заболевания играть он уже не мог и последним его местом работы была какая-то гостиница, где он работал швейцаром. Печально, да.
Вспомнили о нем уже с десяток лет спустя после смерти, когда пошла волна возрождения новоорлеанского джаза и не забывают до сих пор. В общем, я тоже вложила свою лепту в это “не забывают”.
В комментариях можно поделиться мнением по поводу творчества исполнители или высказать свое фи по любому поводу.