CCXX. Искусственный отбор. Разврат и пьянство: несколько слов о богемности
— Мадам...только вы... можете мне помочь, — мужчина протянул хозяйке лавки небольшую картину.
Искательница хотела возразить по поводу «мадам», но сразу же отказалась от этой идеи, мужчина явно был нетрезв, а его измятый костюм, да и вообще внешний вид, говорил о том, что пьет он уже не первый день.
— Она очень ценная, мадам, это картина моего отца, а он в свое время был известным художником.
— И какой же тяжкий рок заставляет вас расстаться с этим скарбом? — в голосе девушки чувствовались саркастические нотки.
—Эээээ...нуу...мнеее...мне нужно купить краски.
Девушка отсчитала несколько монет:
— Больше этой суммы вы не получите и не вздумайте вернуться и выпрашивать картину обратно.
Что вы знаете о богемной жизни художников? Разврат, пьянство и нищета? Отчасти, конечно, это так. Ну в конце концов прибитую к мостовой мошонку не стоит упоминать в культурном обществе (но мы же в Хаосе, поэтому можно).
Как бы там ни было, а художники не похожи на простых смертных, что, конечно, не говорит об их бессмертности в прямом смысле слова. Но надо признать, эта эпатажность делает их интересными и яркими персонажами и речь не только о современниках. Почему-то наряду с известными произведениями искусства, которые принадлежат какому-либо художнику, о нем еще помнят факты из жизни.
Ну, к примеру, Теодор Жерико. Да-да, я опять о нем, но в этот раз коротко. Когда он начал работать над «Плотом Медузы», то решил поселиться в своей огромной мастерской. А площадь этого помещения была единственным пунктом в списке преимуществ. Комфорт и удобства не входили в этот перечень. Их не было там совсем. Жерико побрился наголо, мылся редко и свел к минимуму общение с друзьями на долгие 10 месяцев. Хотя если честно, то на месте друзей я бы тоже не рвалась к общению при такой-то гигиене.
В большинстве случаев художники сами порождали массу стереотипов о собственной жизни и сами же становились заложниками этого. Потому что без выходок и постоянных обсуждениях этого в салонах и гостиных становилось «как-то не так». Ну скольких любителей алкоголя вы знаете? Ну, наверное, первым будет Ван Гог, любитель абсента. Не далеко ушел Гоген, практически его собутыльник. Вламинк и Модильяни могли по несколько дней пропивать заработанные гонорары, а из оставшихся денег сделать самолетики и запускать их на французских бульварах. Мне нужно говорить, что это были не проявления акционизма?
Про похоть и разврат тоже много можно нарыть в истории. Пикассо трудно представить без женщины, которая его вдохновляет. Вообще не знаю, увидели ли бы мы хоть какие-то картины не будь Фернанды Оливье, Ольги, Марии Терез, Доры Маар, Француазы и еще нескольких других. Дали со своей Галой не слыли скромным пуританским образом жизни.
Уиндем Льюис, основоположник вортицизма, не только не забрал свою возлюбленную Айрис Барри из роддома, но и вынудил ее ожидать возле дверей мастерской пока он закончит заниматься сексом с другой своей фавориткой.
Богемная жизнь — причина и следствия
Обычно под богемностью понимают творческую исключительность. Да и вообще, первоначальный смысл слова берет свое начало в романтизме. В художниках видели страдальцев, мучеников (тут вам и муки творчества и все краски непризнанности), героев в поисках вдохновения, вынужденных отвергать условности. Такую модель поведения многие из них выбирали не добровольно. Достаточно было покориться власти творческих порывов и попасть в круговорот пороков: беспорядочные связи, алкоголизм, наркомания, даже заигрывание с безумием.
Но. Находились уникумы, для которых это все было не следствием творческих поисков. Наоборот, они считали, что все перечисленное является обязательными атрибутами, а потому принимали решение пить беспробудно, искать утешение в сексе, стричь волосы наголо или, наоборот, обещали никогда их не стричь, только чтобы стать самыми настоящими художниками, так чтоб уже настоящее некуда.
Когда зародилась богема?
Большинство исторических источников, как один, приписывают возникновение термина «богема» Анри Мюрже, который описал сцены из богемной жизни в одном из своих произведений. Жил он во второй половине ХIX века и утверждал, что богема в ее истинном проявлении существует только в Латинских кварталах Парижа. Но думаю, на самом деле, он его просто первым зафиксировал.
В то время молодые художники носили длинные волосы, бархатные костюмы и широкополые плащи со сложными драпировками. Знакомый образ, да? Еще одной особенностью периода являлось пренебрежение всеми условностями и законами, по сути это был даже своеобразный «кодекс чести» художника.
Позже с Парижем стали конкурировать другие города за право носить звание богемной столицы. То и дело в разных странах появлялись свои богемные районы или центры. Даже чопорная Англия со своими снобистскими нравами не осталась в стороне. Правда, богема у них была своеобразная. Ну знаете, такие алкогольные попойки, где никто не напивается, и даже не дерется, а мужчины и женщины хоть и разнузданные, но не предаются плотским утехам.
Вдобавок ко всему, представитель богемы просто обязан был шокировать буржуа, противостоять навязанным ими условностям и практически объявлять войну. Конечно, по началу это здорово прибавляло ощущение эйфории. Это как отстаивать свою единственно верную точку зрения в интернетиках и осознавать, что ты крут. Только поле деятельности другое. Но тут есть небольшая несостыковочка. Как думаете у кого были деньги и кто был потенциальным покупателем? Да-да, художники, которые это осознавали в итоге добивались успеха, их картины продавались, а сами они становились членами Академии искусств. Те, кто не мог выстроить логических цепочек или же упорото стоял на своем, не добивались ничего, а иногда даже сходили с ума.
Была ли «другая» богема?
Не все видели свое предназначение в шокировании буржуа всеми доступными методами. Некоторые в противовес хотели вернуться к простой жизни, не имеющей ничего общего с буржуазными ценностями и даже с жизнью в промышленных городах. Эти художники не видели связи между созданием стоящих произведений искусства и образом жизни, отвергающим все традиции и нормы.
Я сейчас, может, немного романтизирую, но в качестве примера приведу Поля Гогена, который бежал на Таити. Да, насчет секса и алкоголя пример спорный, но во всех других аспектах соответствует более чем. Бросить работу, светскую жизнь и получить взамен маленькие радости в глухой деревеньке.
Модильяни, которого я упомянула в начале, в перерывах между пьянками и прочей страстью к излишествам, тоже часто уезжал из Парижа, чтобы побыть вдалеке от столичной суеты.
Пьер Бонар был махровым домоседом. Он вел настолько замкнутую жизнь, что самым большим ее разнообразием можно считать прием ванны его супругой. Ну, по крайней мере, если судить об этом по его картинам.
Для чего это все?
Нужно признать, что искусство, живопись в частности, это не только картина, а и создавший ее художник. Когда есть ореол какой-то исключительности, неповторимости, уникальности и даже мистицизма трудно высчитать точную ценность в денежном эквиваленте. А потому не жаль заплатить любую кругленькую сумму за право этим обладать. Искусство порождает вокруг себя мифы, создавая тем самым ценность, даже для тех, кто не покупает и не продает его, ведь то, что неповторимо всегда к себе привлекает.
Источники и дополнительные ссылки по теме
Статья «Богема: история и социокультурное значение»
Книга «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже
Книга «Богема: опыт сообщества» Арансон Олег
Статья о богеме в России XX века
Исктельница взялась изучать новое приобретение, оказалось что под слоем едва высохшей краски есть более старинное изображение, ну что же она знала, кто может его «вывести в свет». Дверь снова хлопнула...
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion