CLXI. Гость. Muslimgauze — Одинокий защитник Палестины
Осень выдалась на удивление дождливой и слякотной. Окружающие пейзажи не прибавляли оптимизма, а размытые тракты казались бесконечными. Путник шел, практически не разбирая дороги. Одежда и обувь его промокли, а сам он выбивался из сил. Давно ему не попадалось подходящее место для отдыха и ночлега.
За очередной развилкой Сказателя @mishka наконец-то постигла удача. Он почуял легкий запах дыма и жареного барашка — неподалеку кто-то развел костер, а значит он сможет получить кров и обогрев.
Подойдя поближе, он смог разглядеть источник манящего запаха, вокруг которого расположились шестеро мужчин. По эмблеме на их доспехах и их цвету он тотчас же понял, на кого набрел. Воины тоже заприметили его и заметно насторожились. Сказатель приподнял руки, показывая, что у него нет злых намерений.
— Ну и погодка нынче... Неужто я набрел на тех самых славных воинов Легиона Хаоса?
— Да уж, льет седьмой день подряд. Стоит попросить Метатрона использовать молот, а то так нас и смыть может. Кто ж тогда будет воевать? — добродушно улыбаясь, пошутил один из воинов. — Присаживайся к нам, согрейся и перекуси!
— С удовольствием! Благодарствую. Взамен я расскажу вам несколько интересных историй. Я был во многих необычных местах и встречал множество удивительных людей.
Присев на поваленную сосну, рядом с самым молодым воином, он начал свой рассказ...
В конце 90-х, заслушав до дыр имеющиеся в наличии альбомы Боба Марли, ваш покорный слуга решил расширить свою музыкальную коллекцию солнечным регги. Отправился в славный город Ростов, дабы пройтись по музыкальным магазинчикам и прикупить десяток другой дисков. К своему удивлению, на одном из пиратских mp3-сборников, под названием Dub, помимо альбомов известных мне драм-н-бэйс продюсера LTJ Bukem и настоящего кудесника дымной музыки Mad Professor, присутствовало нечто озаглавленное как «The Inspirational Sounds Of Muslimgauze». Название звучало очень необычно. И я до сих пор благодарен составителю, находящемуся в явно измененном состоянии сознания, за то, что он поместил этот альбом в сборник, открывший для меня столь самобытного музыканта, творчество которого стоит воспринимать как небольшую, но все же революцию в электронной музыке.
Доподлинно неизвестно, что произошло с Брином Джонсом — графическим дизайнером из Манчестера — в 1982 году, но увидев репортаж о вторжении Израиля в Ливан, он называет себя Muslimgauze и, несмотря на отсутствие музыкального опыта, собирает домашнюю студию из аналоговых синтезаторов, магнитофонов и экзотических барабанов. В следующем году дебютирует с пластинкой «Kabul», посвященной вторжению СССР в Афганистан. И уже на ней появляется его фирменный почерк, в котором перегруженные эффектами ударные выстукивают Ближневосточные ритмы. Мелодии как таковые заменяет электронный шум, а главную роль играет скорее не музыка, а совокупность оформления альбома, названия треков и тяжелого электронного звука, который представляет из себя не сколько музыку, сколько рефлексию музыканта на события, ставшие для него источником вдохновения.
Постеры к альбому "Uzi Mahmood"
Источники у Брина на протяжении всей музыкальной карьеры не менялись — это были репортажи с Ближнего Востока, каждый из которых он пропускал через себя и превращал в звук. В редких интервью музыкант говорил о том, что руками и ушами выталкивает из себя то, что увидели его глаза и проанализировал ум. Так как в последующее десятилетие недостатка в новостях из этого региона не наблюдалось, продуктивность Джонса удивляла не только владельцев лейблов, но и его самого.
Десяток полноформатных альбомов в год — можно смело назвать периодом его затишья. Брин посвящал музыкальному проекту все свое время, и ему не нужно было посещать Арабские страны или чтить Коран. Он смотрел новости, пропускал сквозь себя несправедливость и не прекращал рефлексировать, записывая все больше материала, который продолжал оставаться грубым электронным дабом, обеими ногами застрявшем в авангардной noise — музыке и эстетике панка — предполагающей максимальную свободу самовыражения.
Как гласит одна из легенд о Muslimgauze, пользуясь той самой творческой свободой во время записи одной из пластинок, Брин настолько увлекся процессом и отпустил эмоции из под контроля, что перегрузил усилители в студии настолько, что они занялись огнем, а на расспросы журналистов об этом инциденте скромный и тихий Брин отвечал «Музыка не должна быть безопасной», тем самым закрепляя авторитет радикального музыканта.
Впрочем, Джонс хоть и издавал пластинки одну за другой, словно длинную очередь из автомата, он постоянно шутил о том, что не верит в то, что у него есть слушатели и фанаты. Хотя, регулярно получая чеки от издателей, мог быть уверен в том, что его музыка, несмотря на всю свою необычность, пользуется спросом, и небольшие тиражи от 100 до 1000 экземпляров разлетаются, как пирожки в голодный год. Профильным изданиям со временем надоедает его плодовитость, и в некоторых изданиях в отделе новинок помещают просто фото с обложки диска и подпись — новый альбом Брина Джонса.
Приблизительно в то же время музыкальные журналисты запускают шутку, ранее адресованную саксофонисту-авангардисту Джону Зорну — «Если солнце встало, а затем село — у Muslimgazue выйдет новый альбом».
Брина эти отзывы мало волновали, если он вообще о них слышал, и он продолжает смотреть новости, читать газеты и записывать музыку, которая к середине 90-х максимально выходит за рамки песен протеста и препарирует конфликты, возникающие в Исламском мире.
Но, знаете ли, в ход шла не только политика. И один из его лучших альбомов «Vampire of Teheran» посвящен истории жестокого таксиста-убийцы, орудовавшего в Тегеране. Его, пойманного после убийства девятой женщины, должны были предать справедливому суду. Однако родственники погибших штурмом взяли полицейский участок и повесили маньяка на ближайшей стройке. Такое брутальное восточное правосудие.
Зная эту историю, музыка на альбоме, которая поначалу кажется чем-то вроде низкокачественной, любительской записи уличного турецкого музыканта, приобретает новый окрас и из музыкального альбома превращается в художественный акт, который трудно оценивать так же, как песню, услышанную по радио.
В канун нового года, 30 декабря 1998 года, в возрасте 38 лет Брин попадает в больницу с тяжелой формой пневмонии, вызванной редким грибком и, несмотря на все усилия врачей, 14 января умирает на больничной койке. На тот момент было издано 97 его альбомов и записей его совместных проектов с европейскими музыкантами-экспериментаторами.
Удивительно, но на этом его история не заканчивается! Невероятно плодотворный музыкант оставил большое наследие. К 2014 году было посмертно издано еще около 40 альбомов, а в настоящий момент число пластинок Muslimgauze перешагнуло отметку в 190, и они продолжают появляться на полках музыкальных магазинов.
Настоящая магия или происки восточных джинов — вряд-ли ответ на это вопрос можно будет услышать в ближайшее время, но лично мне кажется, что придуманный Дэвидом Линчем ночной клуб Silencio все таки существует, а Брин стал его постоянным посетителем и продолжает транслировать в изменившийся мир свою странную, но интересную музыку.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Почтовый ящик для желающих стать авторами: vpchaoslegion@gmail.com
Личка в телеграм: varwar
Тег: chaos-legion