CXXVIII. Гость. Автодеструктивное искусство: создавай разрушая
Наступил Wednes day. Тот день, в который возможно все. Покровительствует ему Tilefni, гостеприимная и загадочная. Никто, даже сам Легион не знает, что она приготовит на этот раз. Её гости интересны и многогранны, как и она сама. Дары её велики, ведь ничто не может сравниться с вечной жизнью и почитанием.
Поле битвы, поле брани, сражения оплот ...
Несколько капель крови, смытые холодным дождем, который принес ураган с запада, падают на зеркальную поверхность стального клинка. В этом клинке отражено, в каком-то мифическом облике, лицо рыжей воительницы @dajana. Отражение, как в зазеркалье, улавливает только ее темную сторону. А ведь когда-то она была просто матерью, женой, сестрой. Теперь же, ее суть прикрыта необходимой жесткостью и суровым нравом. Но она не очерствела, это просто маска, которую она с легкостью и наслаждением готова сбросить. Сбросить, как только будет одержана победа над невежеством.
Воительница на миг устремила свой взор, на чудом пробившегося сквозь столько туч солнце. Сама Tilefni сдвинула кусок неба, дабы воодушевить ее и всех воинов Легиона Хаоса. Богиня разглядела в воительнице величественную самоиронию, редкую адекватность, уникальное чувство юмора, не ложную скромность и острый ум. Tilefni осталась довольна.
Крепко сжав клинок своей миниатюрной ладонью и сбросив оцепенение, Dajana наносит очередной удар...
Почему The Who разбивали свои гитары, Йоко Оно давала зрителям возможность отрезать часть своей одежды, а Густав Мецгер поливал свои картины соляной кислотой?
У искусства, как явления, богатая и долгая история. Мы свободно можем увидеть объекты архитектуры, картины, насчитывающие сотни лет с момента своего создания. «Настоящее искусство остается на века» — это убеждение очень распространено в современном обществе, но не является единственным.
Ужасы Второй мировой войны — разрушения, человеческие потери, привели к переосмыслению существования во многих сферах деятельности человека. Художники не остались в стороне, для некоторых это была возможность создать концепцию искусства с «чистого листа». Ярким примером стал Густав Мецгер, который в 1959 году в своем манифесте озвучил новые принципы искусства. Нельзя сказать, что большинство причастных к арт-рынку деятелей его поддержали, но сам прецедент довольно интересен.
Мецгер считал, что искусство должно действовать на общество здесь и сейчас, отображать действительность, в которой живет человек, а после быть уничтоженным. Так появилось новое течение — «Автодеструктивное искусство».
©
Основные тезисы манифеста «Автодеструктивного искусства»
Временность и саморазрушаемость. Срок жизни арт-объекта должен ограничиваться 20-ю годами. При этом содержать в себе механизмы самоуничтожения, которые могли бы осуществляться без вмешательства человека. После разрушения объект отправляется в утиль.
Публичность. Художник может инициировать перфоманс, но не может показать его только какой-то определенной группе людей, доступ должен быть у всех желающих.
Использование индустриальных возможностей. Для создания объекта художник может сотрудничать с инженерами, машиностроителями, фабриками.
Во всем этом был и политический подтекст, в своих работах Мецгер хотел проиллюстрировать, какими могут быть последствия усиления напряжения политической ситуации во время Холодной войны. К тому же, ему не нравилась чрезмерная коммерциализация арт-рынка, которая в 1960-е набирала обороты.
«Художники участвовали в политической борьбе двумя способами: либо их искусство использовалось для конкретных социальных перемен, либо проводились мероприятия по изменению самой структуры искусства» — так Густав Мецгер охарактеризовал свою деятельность, причисляя себя к приверженцам второго способа.
Нужно ли говорить, что он не нашел поддержки ни у государства, ни у представителей рынка искусства? В знак протеста он объявил «арт-забастовку» и не создавал ничего в течение трех лет. Но казус этого случая в том, что отсутствие художника никто даже не заметил.
Творчество Густава Мецгера — вызов существовавшему порядку
В рунете Густав Мецгер известен, как «мусорный» художник, одна из инсталляций, которого пострадала от рук слишком добросовестной уборщицы. На самом деле у него действительно уникальные работы, и хотя они не вписываются в общепринятые «понятно и красиво», они довольно интересны.
©
Одна из первых работ Мецгера — нейлоновое полотно, на которое он нанес соляную кислоту, в противовес другим художникам, которые нанесли бы на него краску. Это был протест против ядерной угрозы и нарастающего противостояния «Холодной войны». Место проведения акции было выбрано не случайно, через прорехи, которые образовались от действия соляной кислоты, открывался вид через Темзу на собор Святого Павла.
«Разрушайте! И вы создадите, что-то новое!» — утверждал художник, подразумевая образование нового порядка, нового общества, нового видения.
При чем здесь Йоко Оно и The Who?
Несмотря на то, что деятельность Мецгера не получила ощутимую поддержку, он оказал существенное влияние на некоторые культурные события 60-х годов XX века.
Так, на одном из мероприятий, которые он организовывал, участвовала Йоко Оно с перфомансом «Cut». Всем зрителям было предложено отрезать часть одежды художницы и по совместительству музыканта. Оспаривая нейтральность отношений между зрителем и объектом искусства, Оно представила ситуацию, в которой зритель был вовлечен в потенциально агрессивный акт снятия одежды с женского тела, которое в «классической» живописи воспринималось, как нейтральный объект.
Пит Таунсенд в своих интервью чаще всего говорил о том, что случайно разбил свою первую гитару. Однако, в своей автобиографии он пишет, что брал уроки у самодеструктивного художника — Густава Мецгера, был воодушевлен его творчеством и мечтал проделать тоже самое со своей гитарой, если подвернется случай.
Все мы знаем, что случай не только подвернулся, но стал «визитной карточкой» The Who. Многие меломаны считают, что эта «фишка» позволила выделиться группе на фоне остальных музыкантов. Это был вызов. До этого в их творчестве не было ничего нового и необычного. Но именно разбитые в дребезги гитары перевели их в разряд контркультурных групп.
Перефразируя слова Густава Мецгера, мне хотелось бы сказать — «воины Легиона Хаоса могут участвовать в борьбе двумя способами: нести свои знания Миру и обличать мракобесие, либо менять общество вокруг себя, увеличивая количество адептов, привлекая их в Легион дискуссиями и обсуждениями. Хорошо бы объединять оба способа».
Поэтому вопрос: представьте, что в одном из сражений ситуация сложилась так, что вы можете спасти одно единственное произведение искусства, которое останется на Земле для потомков. Что это и кто автор?
Источники и дополнительные ссылки по теме
Пит Таунсенд, автодеструктивное искусство и гитары
Некролог и краткий обзор творчества Густава Мецгера.
Стюарт Джеффрис пишет о работах Мецгера в The guardian.
Статья, подготовленная к выставке-ретроспективе творчества Йоко Оно в MoMA, плюс видео.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Почтовый ящик для желающих стать авторами: vpchaoslegion@gmail.com
Личка в телеграм: varwar
Тег: chaos-legion