CCCX. Искусственный отбор. Слава и забвение
— Надо же быть таким дураком! — Искательница рассматривала свою новую добычу, — продать душу рыжей дьяволице в обмен на славу и богатство! Нет, меня, конечно, возмущает подобное сравнение, но еще никогда такие чудесные полотна не доставались мне даром.
Мужчина молча следил за движениями девушки, давно он не видел такого азартного блеска в ее глазах.
— А если он не прославится?
— Ну, не в этой жизни, так в следующей, — девушка лукаво улыбнулась и принялась вносить названия картин в свой каталог.
Давайте проведем небольшой эксперимент (на самом деле я его уже провела среди своих знакомых), назовите самого известного сейчас, но очень бедного при жизни художника. Конечно, Винсент Ван Гог — первый, кто приходит на ум. А все потому, что где-то в 50-х годах прошлого века вышла экранизация романа «Жажда жизни», в которой Кирк Дуглас превосходно перенял на себя образ бедного художника. Возможно, именно тогда стало общепринятым представление, что гении всегда не поняты современниками, живут в бедности и практически всегда голодают. А слава, почет и восхищение к ним приходят тогда, когда душа покидает их бренное тело. А то и несколько десятков лет или даже пару веков спустя.
Исходя из этой теории получается, что тем художникам, которые при жизни были успешны и богаты, нужно пользоваться моментом здесь и сейчас, а шансов увековечить себя в истории искусства у них почти нет. Ну, давайте взглянем, на список самых богатых современных художников. Возглавляют его Дэмиен Херст, Джефф Кунс и Такаси Мураками.
Для тех, кто живет с уверенностью, что современное искусство — не искусство вовсе, кажется очевидным, что лет через 100 об этих художниках никто не вспомнит. Но я бы советовала не делать поспешных выводов и даже воздержаться от злорадства.
Я, конечно, по милоте и доброте душевной желаю им здоровья, но практически уверена, что после того, как души их упокоятся, критики и публика о них вовсе не забудут. Практика, а точнее история показывает, что полным полно случаев, когда художники при жизни были на пике славы, а потом попадали в забытье, и становились снова популярными после «переоткрытия». Более того, это случалось даже с целыми направлениями в живописи, но в эти дебри мы лезть сегодня не будем.
О вкусе и предвзятости
То, что было модно вчера — теряет свою актуальность сегодня. То, что не принимали полвека назад, позже может стать настоящим инсайтом и даже прорывом. Правило «все новое — это хорошо забытое старое» очень часто проявляется и в живописи. Кроме того, никогда нельзя исключать личное восприятие и предвзятость. Случается, что «красота в глазах смотрящего» в корне меняет представление о красоте, при смене этого самого смотрящего. Возьмем для примера Джо Вазари. Он, вообще-то, художник, но в данной ситуации он нас интересует больше, как летописец, а точнее один из первых биографов. Благодаря его «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» сегодня мы многое можем узнать об эпохе Возрождения в Италии, да и основы биографии, как жанра, заложил именно он. Но! Если быть объективными, есть к чему придраться.
Вазари был учеником и верным последователем Микеланджело, поэтому в его версии он является вершиной искусства и мастерства, а не какие-то там Донателло или Джотто. Корреджо, которого биограф явно недолюбливал, находился где-то в конце списка «топ самых-самых». А каких-то лет триста спустя он уже спорит за звание величайшего художника с Рафаэлем и Тицианом. Не сам, разумеется, спорит, а дискуссия происходит в кругах критиков и искусствоведов. Еще одна жертва Вазари — Якопо Робусти, которому просто не посчастливилось и он оказался представителем венецианского искусства. Поэтому Джо Визари, который, к слову, был ярым патриотом флорентийской школы, решил вообще не выделять ему отдельное место в биографии, а вскользь упомянуть в контексте биографии Франко Баттиста. Хотя если сравнивать мастерство и в целом вклад в искусство между этими двумя, то все должно быть с точностью, да наоборот.
Тем не менее, до того, как на «Жизнеописания» посмотрели критически и перестали воспринимать как документальный источник, они формировали представление о том, что было хорошо и прекрасно в ту эпоху.
Кто все эти люди? Есть кто-нибудь известнее?
Сразу отвечу есть, и таких совсем не мало. Но я остановлюсь всего на нескольких. Пост-то не резиновый. Зато в комментариях можно дополнять.
Ян Вермеер
Ян Вермеер Дельфтский, которого нынче называют не иначе, как «жемчужина, вспышка, драма и квинтэссенция «золотого голландского века», при жизни был довольно небедным человеком. Поэтому мог себе позволить писать едва ли по две картины в год, за которыми стояла очередь из заказчиков. Правда, все изменилось с началом войны, когда рынок живописи перестал быть востребованным, и сторонние доходы семьи тоже сократились. Умер художник в весьма бедственном положении. То есть фиксируем — не бедный, при жизни очень успешный, потом война и бедность, но с живописью это уже не связано. Тем не менее, уже после смерти, вплоть до середины XIX века картины Вермеера считаются бездарными и третьесортными. Его переоткрыли Густав Вааген и Теофил Тор-Бюргер, которые собрали сведения об уцелевших картинах. А настоящая слава пришла к художнику только в середине прошлого века. И сегодня, даже очень далекие от искусства люди знают о Девушке с жемчужной сережкой.
Сандро Боттичелли
Это удивительно, но автор «Рождения Венеры» и «Весны» мог бы кануть в Лету на фоне других гигантов эпохи Возрождения. И так бы и было, если бы в конце XIX века прерафаэлиты не возвели в культ хрупкую линеарность и практически весеннюю легкость его поздних полотен. Бедным он, конечно, не был, получал заказы от зажиточных флорентийцев и католической церкви.
А что сегодня? «Рождение Венеры» стало практически мейнстримовским образом в рекламе и массовой культуре, к которому прибегают все: музыканты, режиссеры, художники, фотографы. В пору отдельный пост писать.
Маттиас Грюневальд
Этому художнику вообще не очень так повезло с началом творческой карьеры и временем заката готики. Вернее, эти два периода совпали: классицизм стал набирать свои обороты, а готика с ее мистическим спиритуализмом стала сходить на нет.
Чтобы вы понимали, насколько мало было известно об этом художнике, скажу, что на самом деле зовут его Готхарт Нитхардт и стало это известно только в нулевых XXI века. Первый биограф все напутал и приписал ему совершенно другие имя и фамилию, да, в истории, оказывается, бывает и так. Картина, которую вы видите «Изенгеймский алтарь» очень долго приписывалась Альбрехту Дюреру.
Все изменилось с появлением немецкого экспрессионизма в начале XX века, представители, которого считали Маттиаса своим предшественником, который лет так на 500 опередил свое время.
Время не только расставляет все на свои места, оно устанавливает новые точки восприятия для художников и их картин. Живопись меняется, меняются представления о иерархичности жанров изобразительного искусства. Сегодня, оценивая художественную и эстетическую ценность картины, мы совсем не задумываемся жанровая это живопись или натюрморт, написана она на мифологическую тему или религиозную, относится она к исторической живописи или просто портрет или пейзаж. А вот на момент написания это могло иметь огромное значение и определить место художника в мире искусства.
Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion