CDI. Богиня случая. «Две смерти и три рождения» — приближение кинематографа Робера Брессона
«Мне хочется, чтобы люди, которые смотрят фильм, почувствовали присутствие Бога в обыденной жизни… Вы можете ощутить нечто… присутствие того, что я называю Богом, но мне не хочется показывать это со всей очевидностью. Я предпочитаю сделать так, чтобы зрители почувствовали это сами.» © Робер Брессон
Робер Брессон считал инструменты кино лишь инструментами, и потому монтировал свои фильмы, сидя перед экраном, а не в монтажной. Он никогда не забывал о своей цели, и всё было ей подчинено. Этой целью было выразить невыразимое, невидимое, потому что лишь оно важно. А для начала нужно было очистить видимое от всего лишнего. И таким он был и в профессии, и в «обыкновенной» жизни, будучи очень немногословным и всегда предельно собранным.
Один из лучших фильмов Брессона — «Дневник сельского священника» (1951)
Само понятие «дневника» предполагает интимность, анонимность и познание того, что скрыто за открытым. Ведь мы вроде бы всё о себе знаем — зачем же нам повторять то, что уже было, перечисляя и рассматривая? Что-то не происходит с нами само по себе, нужен механизм одновременного отстранения и приближения. Только отстраняясь от себя, от своих событий, мы к себе и приближаемся.
Мы — это не то, что мы считаем собой, а то, что непрерывно от нас ускользает. Наше восприятие, наша память — это пунктир, это чередование активности и пассивности, мы никогда не видим ни себя, ни события сразу и целиком. Потому нам нужны инструменты, позволяющие переживать собранное в единое целое событие, не растянутое и не рассеянное во времени. Этим занимается искусство, и, в частности, кинематограф, а Робер Брессон один из немногих, редких, режиссёров, рассматривающих искусство не как развлечение или манипуляцию сознанием, а как орган самопознания.
Кинематограф — это «две смерти и три рождения»: «Родившись первоначально у меня в голове, мой фильм умирает на бумаге; он воскрешён живыми лицами и реальными предметами, которыми я пользуюсь, и те убиты на плёнке, но, выстроенные в некотором порядке и спроектированные на экран, они оживают, словно цветы в воде». (Р. Брессон) Здесь чередуются приближение и отстранение. Ничего из необходимого для понимания и роста не дано само по себе, не лежит на полке подобно яблоку. Духовная пища требует другой, сверхматериальной работы.
Во всех своих фильмах, Брессон остаётся вне осуждения одних и поддержки других. Осуждение — это то, что лежит на поверхности, а значит, по мнению режиссёра, не представляет никакой ценности. Ведь так легко осуждать карманника («Карманник»), убийцу («Деньги»), сочувствовать девушке, покончившей с собой («Кроткая») или тяжёлой судьбе ослика («Наудачу, Бальтазар») — нам это привычно, нас этому научили, нас так воспитали, и нам не нужно никаких усилий, чтобы испытывать осуждение или сочувствие. Но почему с нами ничего не происходит после этих переживаний? Может потому, что в моменты подобных «естественных» реакций мы находимся на поверхности себя, то есть мы вообще находимся вне самих себя, а функционируем в качестве элемента, части общественного организма. И Брессон разрушает эту естественность и механистичность, не давая нам ничего привычного: ни явных оценок и указаний, чтобы осуждать-сочувствовать, ни «каруселей» или «аттракционов», чтобы весело и легко пролететь весь фильм, расслабившись и отдохнув.
Очищенные от всего увлекательного, они напоминают произведения религиозной живописи, погрузившись в них, иногда кажется, что ты видишь узкий просвет, за которым что-то для тебя важное, возможно, самое важное, но на познание чего у тебя никогда не хватает ни сил, ни времени, ни решимости, ни отчаяния.
«Я действительно считаю, что действие в любом фильме должно быть внутренним - и всё чаще будет становиться таковым. То, что мы раньше привычно считали движением, которого ждали от каждого фильма, - на самом деле не более, чем суета». © Робер Брессон
Литература:
Робер Брессон. Материалы к ретроспективе фильмов. М., Музей кино, 1994.
Брессон о Брессоне. Интервью разных лет. М., Rosebud Publishing, 2017
Автор: @anjar
Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion