«Крик» Мунка: калейдоскоп интерпретаций
На самом деле существует не так много картин, образы которых настолько популярны и известны, что их узнают даже очень далекие от искусства люди. Они сами стали основой для производства объектов массовой культуры: обложек к музыкальным альбомам, рекламы, произведений искусства. Их используют в качестве принтов, к ним делают отсылки в кино, сериалах. Беспорно, первое место занимает Мона Лиза, а вот второе по праву занимает «Крик» Эдварда Мунка. Ну, вспоминайте. Превьюшка к «Один дома» знакома всем с детства, страшилка с одноименным названием «Крик», серия картин Энди Уорхола, думаю, если вы пороетесь в своих смартфонах, то даже эмоджи с криком найдете.
И вот в этой популярности одновременно кроется закономерность и парадокс. Да, так бывает. С одной стороны, картина привлекает внимание, всем хочется знать «а что же на самом деле тут скрыто», а с другой стороны, картине уже около 100 лет, а к единой версии ни искусствоведы, ни ученые так и не пришли. Думаю, вряд ли есть более удачная картина для того, чтобы трактовать ее и так, и этак, и еще под этим вот углом. Кстати, на самом деле картин аж 4 штуки и выполнены они в разных техниках, а вот эта вот «фишка» с красным небом присутствует и на других картинах Мунка.
Как интерпретируют картину представители разных профессий?
Искусствоведы. Крик является предтечей ключевых моментов модернизма и вершиной экспрессионизма. Заумно, да? Ну, искусствоведы, вообще своеобразные люди.
Психоаналитики. Крик воплотил в себе проявления экзистенциального одиночества, всеобъемлющей тоски и печали, страха и ужаса. И, вообще, Мунк был малость того, чему тут удивляться.
Гринпис. Художник изобразил крик природы, угнетенной человеком и его деструктивной деятельностью. В пользу версии часто приводят цитату из дневника Эдварда Мунка:
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Эзотерики. Норвежец обладал даром ясновидения, осознанно или не очень смог предвидеть и передать визуальным образом ужасы войн XX века, последствия применения ядерного оружия и так далее. На самом деле, это версия не эзотериков, а Дэвида Нормана, одного из руководителей аукциона Sotheby’s. Впрочем, она пришлась по вкусу целевой аудитории, не зря одну из картин купили за $120 млн.
Археологи. На картине изображено не что иное, как мумия. И не какая-нибудь, а перуанская, и видел ее художник не где-нибудь, а на Парижской выставке. И, вообще, Мунк такой не один, вон Поль Гоген тоже мумией вдохновлялся. Аргумент? А то.
Метеорологи. Основой для красного неба послужили, так называемые, перламутровые облака. Очень редкое, но красочное атмосферное явление. Вот его-то Мунк и изобразил.
Астрономы. Хотя по идее должны быть геологи, ну или вулканологи, поди разбери, кто вулканами занимается. Но именно астрономы сделали предположение, что в красный цвет небо могло окрасится после извержения вулкана Кракатау, которое совпало с временем написания картины.
Некоторые версии я не смогла привязать к профессиям, например, про вопли со скотного двора, мимо которого ходил Мунк, по дороге в лечебницу, где находилась его сестра. О некоторых я и не подозреваю даже. Если знаете, пишите в комменты.
Друзья и просто читатели, напоминаю, что паровозик Легиона Хаоса поддерживает хорошие и интересные посты разных авторов по тегу #chaos-legion, если, конечно, ваше понимание «хорошего и интересного» совпадает с мнением Великого Метатрона.
Если вы хотите попробовать себя в качестве Воина Легиона Хаоса пишите мне в телеграм @Dajana_Vera.