Рецензия на фильм «Невидимка» 2018
София – слепая с детства девушка, живущая в Лондоне. Несмотря на свои проблемы со зрением, она живет полноценной жизнью, играет в симфоническом оркестре, общается с немногочисленными, но близкими друзьями, сама справляется с делами и жизнью в большой одинокой квартире. Однажды София становится невольным свидетелем шумной ссоры соседки сверху Вероники с неизвестным гостем, после которой ее знакомая погибает. Вероника оказывается дочерью преследуемого международным судом сербского генерала Радича, а ее смерть может серьезно навредить военному преступнику. Больше того, незрячая свидетельница получает информацию, обличающую Радича, а потому София оказывается желанной целью для обеих сторон конфликта. Опереться слепой оказывается не на кого, но она не намерена сдаваться без боя.
Физический недостаток героя, который делает его более уязвимым перед внешними обстоятельствами или жестоким противником, – широко известный в кино сюжетный прием, экспериментировать с которым не стеснялись ни большие мастера вроде Альфреда Хичкока, ни молодые таланты вроде Майка Флэнегана. Действительно, сломанная нога в «Окне во двор» или врожденная глухота в «Тишине» добавляют истории напряженности, а персонажу – симпатий со стороны зрителей. Что уж говорить о слепоте – тут совсем все просто, не сопереживать незрячему просто невозможно, вот только в кино слепые часто оказываются много сильнее зрячих, вспомните хотя бы «Слепую ярость» или «Пентхаус с видом на север». Вот и в «Невидимке» все достаточно очевидно – ну не должна главная героиня хоть сколько-то пострадать, это как-то не по-человечески, однако не все в картине так просто.
На радость зрителям, но к большому сожалению критика, избегающего спойлеров, сюжет «Невидимки» в середине картины делает весьма неожиданный кульбит, который, впрочем, не связан со зрением главной героини – просто история Софии приобретает еще одно измерение, весьма увлекательное и открывающее простор для развития событий. Чтобы не портить впечатление от просмотра, мы не станем его раскрывать, однако отметим, что фильму будет чем вас удивить, причем зигзаг будет не единственным – что-то удалось больше, что-то меньше, но скучать вам точно не придется, триллер находит множество способов притянуть внимание, несмотря на то что слепота, кажется, не слишком располагает к деталям и неосмотрительным движениям.
Слепота, кстати, в фильме проработана весьма тщательно. Героиня Натали Дормер, конечно, не Мэтт Мердок, но то, как она справляется со своим недугом, как она социализируется, насколько «нормальной» может быть София, показано очень здорово и очень искусно. При этом режиссер Энтони Бирн еще и умело оформляет состояние незрячей героини музыкой, операторскими решениями и углом зрения на происходящее – иногда действие уходит за кадр, и мы можем почувствовать себя слепыми, ориентируясь только на звук, порой камера взлетает или поворачивается под нестандартным углом, чтобы мы ощутили неудобство и дискомфорт человека, ищущего и не находящего опоры. Все это добавляет расположения к героине и вовлечения в повествование.
Нетривиальна и история, в которую оказывается вовлечена София. Вокруг смерти Вероники закручивается такой вихрь событий, в котором нашлось место и русским спецслужбам, и британским снобам, и военным преступлениям, и уличным бандитам. Некоторые повороты излишне круты, некоторые высосаны из пальца, но в целом зритель не теряет концентрации, а развязка, при всей очевидности, не будет банальной. Вот только при всем изобилии кульбитов фильм остается одноразовым – в нем нет какого-то особого стержня, целостности, которая позволила бы возвращаться к ленте снова и снова.
Хотя в какой-то мере таким стержнем можно считать Натали Дормер. Она в последние годы нечасто появляется в кадре, и оттого каждая новая встреча с этой интересной актрисой превращается в праздник. В роли незрячей она весьма убедительна, в образе коварной искусительницы несравненна, а в качестве мстительницы непредсказуема и опасна. Да и просто полюбоваться Натали не зазорно, мы-то пока еще не ослепли, так чего же зря время терять?
С Ув. @dimas6446