[Окно в прошлое] История инквизиции
Самым простым путем устранения проблем, нарушающих установленный порядок мироздания, всегда была ужасающая жестокость. Как казалось, она могла раз и навсегда ликвидировать опасность разрушительной ереси инакомыслия.
История инквизиции
Впервые об инквизиции услышали в XIII веке, как об отголоске Катарского Крестового похода. Со временем, страсти поулеглись, но к концу XV века опять сложились условия для возрождения карательного органа святого престола. Реконкиста подтолкнула христианскую общину Испании к религиозной нетерпимости в отношении арабов и евреев, в том числе и тех, кто принял христианство.
Поднявшаяся волна притеснений и откровенного насилия, способствовала появлению новой инквизиции в Испании. В 1480 году, в связи со слухами о заговоре, в еврейской среде прошли первые задержания. Немного погодя уже случилось и первое аутодафе, обставленное как священный ритуал, далее это действо стало проходить уже два раза в месяц.
Спустя два года, папа назначил восемь новых инквизиторов, в их числе был и Торквемада. Монах из доминиканской братии, суровый аскет, Томас де Торквемада, будучи духовником монарших особ Испании, немало способствовал установлению инквизиции. Потому, никто не удивился, когда он занял пост Генерального инквизитора Кастилии и Арагона.
Сеть инквизиторских расправ накрыла всю католическую Испанию. Трибуналы получили четкие административные правила – «Инструкции». Торквемада стал главой всей системы инквизиции на территории страны. Финансировались трибуналы двумя третями штрафов и конфискованных средств. Определился ценз на занятие должностей, и разработана иерархия сотрудников и внештатных доносчиков.
Основания для привлечения к суду
Привлечение к суду инквизиции, конечно же, должно было иметь значимые для того времени обоснования, ими могли быть:
- показания одного лица, уличающие другого в ереси;
- сочувствие и содействие еретикам.
Тем, кто вовремя сообщил инквизиторам сведения для открытия судопроизводства над еретиками, полагалась награда. В трибуналы посыпались доносы, тем более священники в церквях во время проповеди, популярно разъясняли пастве признаки ереси, разбирали хитрости богохульников, стремящихся усыпить настороженность истинных католиков. Так, они же давали практические советы по форме и способу написания доноса. Эти мероприятия способствовали массовому валу наветов, от тех, кто хотел оградить себя от обвинений в ереси. Были и те, кто желал заполучить часть имущества обвиняемых.
Еще одним источником обвинений был анализ творческой деятельности. В произведениях философов, авторов художественных, публицистических и политических произведений, отыскивались мысли, содержащие крамолу ереси. Если они не соответствовали каноническим принципам, то — это, чаще всего, становилось основанием для судебного преследования творцов этих произведений. Но самым ценным еретиком был добровольно явившийся в трибунал еретик, искренне раскаявшийся в своих заблуждениях и выдавший всех своих сподвижников.
Пытки как метод
Следствие, от задержания до вердикта, длилось годами. За это время, большинство обвиняемых признавали вину. Но часто случалось, что подследственный упорствовал, его направляли к «заплечных дел мастерам». По инструкции, несчастного можно было пытать только один раз. В ходу было три вида мучений:
- обороты веревки;
- пытка водой;
- истязание дыбой.
Методы и приемы пыток, поначалу, соответствовали первичной инквизиции XIII века. Но применение таких методов было более последовательным, а значит, гораздо циничнее. Отбрасывая двуличие, инквизиторы открыто говорили о цели своей работы. Они искренне считали целью не спасение души еретика, а общественное благо, основанное на страхе. Этот страх вселялся ужасающими методами пыток, которые, со временем, совершенствовались не только в техническом плане.
Большое внимание инквизиторы уделяли и психологическому механизму воздействия. Часто, устрашающий вид дыбы, «железной девы» или «ведьминого кресла» с «испанским сапогом», а также множества других приспособлений для мучения еретиков, давал инквизиторам необходимый результат. Иногда использовали и подручные механизмы, такие как винодельческие прессы.
Процесс пытки был сложно бюрократизирован. Наряду с экзекутором, должны были присутствовать члены трибунала, епископ и врач, а также секретарь с нотариусом. Высокий стиль риторики и лицемерные формулы маскировали мерзость реальных пыток.
Получив признание, инквизиторы выносили приговоры по двум категориям: тем, кто примирился с обвинением и тем, кто упрямится. Первых, наказывали: духовно, физически или материально. Вторых, сжигали на костре. Но, как оказалось, инквизиция не смогла остановить процесс секуляризации и благополучно исчерпала себя к XVII веку.