Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
domainer
6 лет назад

История телевидения ч.1

the-history-of-television.jpg

Давайте немного пороемся в истории, чтобы увидеть весь путь эволюции ТВ, и к чему приходит технологии переноса движущихся картинок из пункта А (телестудия) в пункт Б (глаза и уши зрителя). Откуда, так сказать, есть пошел на Земле «ящик», как его любовно называют многие наши сограждане?

Слово «телевидение» впервые упомянул в своем докладе на 1-ом Международном Конгрессе по электричеству, проходившем 18-25 августа 1900 года в рамках Парижской Всемирной Выставки, русский ученый, профессор Артиллерийской Академии Санкт-Петербурга Константин Перский. Вполне вероятно, что сам термин возник случайно, в результате тройного перевода немецкого слова «Fernsehen» сначала на русский как «дальновидение», затем на французский как «télévision», а затем снова на русский уже как «телевидение». Но, лучше не забегать сильно вперед.

Ты помнишь, как все начиналось?

Не будем лезть к пионерам самодвижущихся изображений в лице синематографа. Ведь там динамическое изображение на сколь-нибудь значительное расстояние не передавалось – все в пределах одного помещения. Нас интересует то, что гордо именуется «Телевидение» (сиречь – видение на расстоянии) или, говоря на языке победившего американизма, «тиви», что означает – TV.

Итак, началось все с немецкого студента учебного заведения в Нойштадте (Западная Пруссия, ныне польский город Вейхерово недалеко от Гданьска) Пауля Юлиуса Готлиба Нипкова (родился 22 августа 1860 года в Лауэнбурге, Померания, ныне польский город Ленборк). Он придумал и годом позже запатентовал электромеханическую систему, которая могла сканировать изображение, раскладывать его с помощью механического устройства на последовательность импульсов (растрирование) с тем, чтоб его можно было передать на далекое расстояние с помощью проводов или эфиром. В Рождественский вечер 1883 года Пауль сидел дома в компании масляной лампы, когда его посетила гениальная мысль об использовании перфорированного дырками по спирали диска для разложения изображения в точки и линии. К тому времени фотоэлектрические особенности селеновых элементов уже были известны 10 лет. Конечно, способ разложения на импульсы изображения придумал еще Александр Бейн в 1840 году. Но идея диска Нипкова намного лучше решала проблему кодирования-декодирования. 6 января 1884 года Имперская патентная канцелярия в Берлине приняла от Нипкова заявку на «электрический телескоп» для «электрического воспроизводства светящихся объектов» по категории «электрические приборы». 15 января 1885 года патент был выдан. Пауль Нипков закончил Нойштадт и переехал в Берлин, где изучал физиологическую оптику и электро-физику у известных немецких ученых Германа фон Гельмгольца и Адольфа Слабы. Затем он стал разработчиком института Берлин-Бухлох и более никогда не возвращался к идее передачи движущегося изображения на расстояние. Патент так и остался невостребованным и спустя 15 лет, в 1900 году, утратил силу. Имя Нипкова всплывало в истории телевидения еще один раз. Доктор Геббельс посчитал необходимым отстаивать первенство Германии в разработке телевидения, поэтому первая общедоступная эфирная телестанция Третьего Рейха получила его имя, а сам Пауль Нипков стал почетным президентом телевизионного совета Имперской Палаты радио и телевещания. 24 августа 1940 года он умер, как почти всякий гений, всеми покинутый и забытый, в одиночестве.

Ставшая, после утраты патентной силы, всеобщим достоянием идея все же нашла своих последователей. Упомянутый в начале статьи автор термина «телевидение» Константин Перский в своем докладе 1900 года писал про работы многих изобретателей, исследующих электромеханику. Но только после изобретения в 1907 году усилительной радиолампы у этой идеи появились шансы на воплощение.

Трубка Брауна

В 1897 году немецкий ученый Карл Фердинанд Браун (1850-1918) изобрел ЭЛТ – электронно-лучевую трубку, которую в Германии до сих пор называют «трубкой Брауна». ЭЛТ Брауна было развитием идеи трехэлементной трубки английского ученого сэра Вильяма Крукса (1832-1919), которая в свою очередь была развитием идеи трубки Гайслера немецкого физика и стеклодува Хайнриха Гайслера (1814-1879), изобретенной им еще в 1857 году и послужившей основой другого важного изобретения человечества – неоновых вывесок и рекламы. Именно изобретение Брауна послужило толчком двум русским ученым Борису Розингу и Владимиру Зворыкину для создания гибридной системы передачи и приема изображения. Сигнал, созданный передатчиком с механической зеркально-барабанной разверткой, на стороне приемника декодировался и отображался на экране ЭЛТ. 26 ноября 1907 года Розинг подал заявку в немецкое патентное ведомство, а 2 марта 1911 года получил патент на свою систему. По настоящему телевидением устройство Розинга еще не было, поскольку могло передавать исключительно статическое изображение из-за высокой инерционности используемых селеновых элементов. Борис Львович Розинг (1869-1933) занимался исследованиями в области телевидения вплоть до 1931 года, после чего был репрессирован и выслан из Ленинграда в ссылку в Архангельск, где и умер в 1933 году. Владимир Козьмич Заварыкин (1889-1982) был учеником Розинга и помогал ему в работе с 1910 по 1914 года в частной лаборатории на цокольном этаже здания Санкт-Петербургской Артиллерийской школы. Сотрудничество ученых прервалось Первой Мировой войной. Зворыкин был призван в в русскую армию в войска связи. Победа Великой Октябрьской социалистической революции и выход России из войны подвиг Владимира Зворыкина в 1918 году покинуть родину. Сначала он обосновался во Франции где под началом профессора Поля Ланжевена изучал гамма лучи, а затем перебрался в США. Молодой и талантливый русский эмигрант без труда нашел себе работу в Питсбургской лаборатории корпорации «Вестинхауз», где продолжил эксперименты с телевидением. Окончательные результаты экспериментов воплотились в патентной заявке, озаглавленной «Телевизионные системы» зарегистрированной к рассмотрению 29 декабря 1923 года.

Да здравствует механика!

Тем временем идея телевидения, базирующегося на электромеханической развертке как на передающей, так и на принимающей стороне, получила свое продолжение в работах шотландского инженера и изобретателя Джона Лоджи Бэйрда. 25 марта 1925 года в универмаге Селфриджа в Лондоне Бэйрд впервые продемонстрировал изображение движущегося силуэта, переданного на расстояние. Это еще не было телевидение. Передачу-прием движущейся картинки в полутонах серого Бэйрд сумел осуществить 2 октября 1925 года в своей частной лаборатории. И только после тщательных экспериментов решился продемонстрировать свое изобретение членам Королевского Института и газетчикам. Событие это произошло 26 января 1926 года и вызвало настоящий фурор в британской прессе. Телеустройство Бэйрда имело разрешение всего 30 линий, чего было вполне достаточно для демонстрации опознаваемого движущегося человеческого лица. На следующий год Бэйрд впервые в мире сумел передать телевизионное изображение на расстояние свыше 700 километров по телефонному проводу, соединяющему Лондон и Глазго. Так впервые была реализована идея кабельного телевидения. А еще через год, 3 июля 1928, Бэйрд осуществил первую в мире передачу-прием цветного телевизионного изображения. В том же году он основал свою компанию Baird Television Development Company Ltd и осуществил первую трансатлантическую кабельную передачу движущегося изображения из Лондона в Нью-Йорк. С 1929 года британская вещательная корпорация BBC взяла изобретение Бэйрда на вооружение. Впрочем, BBC уже через два года перешло на более прогрессивную технологию электронной развертки Маркони. Звезда Бэйрда закатилась в 1937 году, когда BBC полностью отказалась от его технологии. В 1937 году механическое телевидение умерло. Фиаско механического ТВ ни в коей мере не умаляет гений Бэйрда. Именно он в 1928 году разработал первый примитивный видеорекордер – фоновизор. Система использовала обычные 78-оборотные фонодиски, на которые можно было записать и воспроизвести видео с разрешением 30 линий. Бэйрд приложил свою руку к созданию технологий оптоволокна, радара, инфракрасного ночного видения, стереоскопического телевидения. Джон Лоджи Бэйрд стал пионером цифрового телевидения, первым предложив еще в 1941 году телевизионный формат высокого разрешения в 600 линий для цветного ТВ, а в 1944 предпринял попытку заставить Британские телевизионные власти принять свой стандарт HDTV с разрешением свыше 1000 линий. Умер Бэйрд в 1946 году в городке Бексхилл в Англии.

(продолжение следует)

2
0.011 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые