Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
domainer
6 лет назад

История телевидения. Ч. 2.

history-of-tv-2-638.jpg

Известный тезис основателя пост-царского государства в России о том, что основным искусством является кино, с развитием телевидения не утратил актуальности. Движущиеся картинки из всех носителей всегда для нас, потребителей, были более приоритетным источником информации. Современные рекламные и политтехнологии еще раз убедительно доказали справедливость исходной посылки, но уже в контексте формируемого из линий и точек изображения. Электро-механическое телевидение Джона Лоджи Бэйрда сдало свои позиции в 1936 году. Достигнув в пике своего развития разрешения 240 линий, оно не смогло конкурировать с более продвинутой технологией полностью электронного ТВ, разрешение которого в том же 1936 году достигло 405 линий.

Нет пророка в своем отечестве

Открытия в фундаментальных исследованиях в области физики нечасто находили свое воплощение в коммерчески успешных продуктах. В СССР руководство партии и страны чутко следило за развитием технологий за рубежом. Столь характерный для тех времен комплекс технологической неполноценности, выработанный у нашей тогдашней бюрократии, в свое время тихо похоронил ранние идеи советских ученых в области передачи движущегося изображения на расстоянии. Так и не было востребовано у госчиновников устройство Льва Сергеевича Термена, продемонстрированное им 16 декабря 1925 года на 5 съезде советских физиков. Однако изображение движущейся руки произвело неизгладимое впечатление на Ворошилова и Буденного. Изобретение было засекречено по военным соображениям. А единственный образец установлен в кабинете Ворошилова (приемник) и во дворе Народного комиссариата военно-морских дел (передатчик), но остался только лишь засекреченной игрушкой. Точно так же прошло мимо государственного интереса изобретение под названием «телефот» инженера из Ташкента Бориса Павловича Грабовского. К началу 1929 года советские власти полностью охладели к идее электронного телевидения. Ведь «загнивающие капиталисты» к тому времени вовсю использовали механическое телевидение, базирующееся на диске Нипкова, и в СССР полным ходом шла подготовка к запуску массового телевещания на базе именно электромеханической технологии. В 1930 году во Всесоюзном электротехническом институте была создана специальная лаборатория телевидения, которую возглавил Павел Васильевич Шмаков. Лаборатория разрабатывала приемо-передающую систему на основе диска Нипкова с разрешением 30 строк, общим числом управляемых точек 1200 и частотой смены кадров 12,5 в секунду. 1 октября 1931 года из помещения московской радиостанции МГСПС начались регулярные экспериментальные телепередачи, которые смогли принять в числе прочих и украинские радиолюбители на свои самодельные телевизоры. Ведь первый промышленный бытовой телевизор стали производить только с 15 апреля 1932 года – всего с 1933 по 1936 было выпущено чуть более 3000 аппаратов «Б-2» с размером экрана 3х4 см; они подключались к радиоприемнику вместо громкоговорителя, второй радиоприемник принимал звуковой сигнал. Постоянное регулярное вещание началось в Советском Союзе с 15 ноября 1934 года. Если в Европе механическое телевидение прекратило свой жизненный цикл в 1936, то в СССР – в 1940. Это притом, что в Киеве механическое телевидение работало вплоть до начала Великой отечественной войны. На другом конце земного шара, в США один из творцов американского кинематографа Чарльз Франклин Дженкинс, обладатель более 400 патентов в области кинематографа и телевидения, в 1928 году создал сразу две компании Charles Jenkins Laboratories и Jenkins Television Corporation. Первая занималась разработкой коммерческих систем электромеханического телевидение, а вторая – внедрением этих разработок в жизнь. Именно Дженкинс 13 июня 1925 года продемонстировал первую телевизионную систему с синхронизированным звуком. 30 июня он получил на это изобретение патент №1.544.156 «Беспроводная передача изображения». Первая американская телевещательная станция W3XK, принадлежащая Дженкинсу, вышла в эфир 2 июля 1928 года и просуществовала до 1931, когда ее купил медиа-гигант Lee DeForest. Лаборатория Дженкинса просуществовала до 1934 года и умерла вместе со своим создателем.

Тем не менее, электромеханическое телевидение, несмотря на все успехи в СССР, США и мире, было обречено. На смену ему пришла технология без движущихся частей. Идея, начало которой положил Борис Розинг, была продолжена, причем независимо друг от друга, Владимиром Зворыкиным в США и Семеном Исидоровичем Катаевым в СССР. Первый разработал и запатентовал первую электронную видеокамеру, названную «иконоскоп», второй сконструировал свою передающую трубку под названием «радиоглаз» (в 1931 году).

Иконоскоп и его люди

Механическая развертка на стороне передатчика торжествовала даже тогда, когда на стороне приемника уже была электронно-лучевая трубка. И основной проблемой в развитии телевидения стала проблема избавления от механики и на стороне студии. Нужен был чувствительный и быстрый сенсор. Нужен был иконоскоп.

В истории телевидения принято считать, что иконоскоп был изобретен американским исследователем русского происхождения Владимиром Зворыкиным. Советские историки утверждали, что изобретателем являлся Семен Катаев. И хотя свою заявку на патент Зворыкин подал еще в 1923 году, идеология первого зворыкинского устройства существенно отличалось от впоследствии принятого индустрией – первоначально труба Зворыкина не была вакуумной. А более-менее работающий образец был продемонстрирован русско-американским изобретателем только в конце 1925 года. Сама идея использования катодной трубки как считывателя визуальной информации возникла у ученых-физиков еще в 1908 году. Впервые же теоретические выкладки по этому вопросу были опубликованы в британском журнале «Нэйчур» доктором А.А. Кэмпбеллом Свинтоном. Первенство Зворыкину приписывается потому, что именно он довел идею полностью электронного телевидения до коммерческой практики в 1930-32 годах. Глубинные исторические изыскания привели к совершенно иной личности.

Венгерский инженер-электрик и изобретатель Кальман Тиганьи родился 28 апреля 1897 года в венгерском местечке Усбег. Инженерное электротехническое образование получил в университете Братиславы, а после развала Австро-Венгрии продолжил учебу в Будапеште. Талантливый физик-экспериментатор, Тиганьи создал и запатентовал пригодную для практического использования полностью электронную систему телевидения в 1926 году. Подобных патентов в то время регистрировалось множество, но разработка Тиганьи и особенно его усовершенствованная версия, запатентованная изобретателем в 1928 году и использующая такой физический феномен, как «принцип накопления», послужил основой многолетнего доминирования иконоскопа в качестве основы телеокамер. Изобретение Тиганьи сначала было с энтузиазмом воспринято такими грандами электроники как «Телефункен» и «Сименс». Однако уровень достижений механического ТВ был в конце 20-х много выше и обе германские компании отказались от идеи Тиганьи в пользу механики. Зворыкин в то время уже работал на американскую радиокорпорацию RCA и создавал свою версию видеоснимателя. Но поданная Зворыкиным заявка на патент уперлась на поданную ранее заявку Тиганьи. И вот тогда индустриальный монстр RCA вышел на венгерского изобретателя и сделал ему предложение, от которого Тиганьи не смог отказаться. Переговоры длились долгих 4 года (с 1930 по 1934) и увенчались обоюдно приемлемым вариантом. Патент на телесистему был выдан компании RCA, но не на имя Зворыкина, а на имя Кальмана Тиганьи. Биография Тиганьи весьма примечательна. Отказав в покупке его патента на телесистему, Телефункен и Сименс приобрели патенты Тиганьи на громкоговоритель, телеприемник и коротковолновую радиостанцию. В 1930 году изобретатель работает в Лондоне над прототипом авиационной торпеды для британского военно-воздушного министерства. В 1931 его приглашают в Италию, где в Генуе на военно-морской базе итальянских ВМФ Кастанья он модифицирует свою торпеду для применения на военных кораблях. В 1935 году Тиганьи разрабатывает высокоэнергетическую ультразвуковую установку для уничтожения дождевых облаков и вредных насекомых. После начала Второй мировой войны Тиганьи возвращается в Венгрию, где примыкает к движению Сопротивления. В 1941 году его арестовывают за антигитлеровскую пропаганду. После оккупации Венгрии Германией 19 марта 1944 года, Кальман Тиганьи проводит пять месяцев в застенках Гестапо и лагере Маргит Ринг. После войны изобретатель создает специальную центрифугу-сепаратор для намыва золота из песка и вулканических пород и работает над идеями по обеспечению ядерной безопасности. В портфеле у Тиганьи немало изобретений, включая устройства по звукоизоляции, вовсю используемые нами энергосберегающие лампы, ультразвуковое устройство по уничтожению угарного газа и множество других. Кальман Тиганьи тихо ушел из жизни в своем доме в Будапеште 26 февраля 1947 года.

Но, вернемся к иконоскопу. В истории телевидения его отцом называют все же Владимира Зворыкина. Однако, 50-летняя триумфальная история иконоскопа началась, по сути, в 1919, когда два американских индустриальных гиганта AT&T и General Electric основали открытое акционерное общество RCA – Radio Corporation of America – Американскую Радио Корпорацию с целью развития в США служб вещания. Во главе корпорации стал Давид Сарнов. Этому человеку Америка обязана развитию у себя телевидения. Этот человек поверил идеям Зворыкина и заставил RCA сделать ставку на полностью электронную систему телевидения. Он не ученый, не инженер, не изобретатель. Он – управленец, менеджер. Но благодаря его управленческим талантам нарождалось телевидение. Давид Сарнов родился 27 февраля 1891 года в штетле (городке) Узляны в 33 километрах к юго-востоку от Минска в бедной еврейской семье Абрама и Лии Сарновых. Он был самым младшим ребенком в семье. Через 5 лет Абрам Сарнов отправляется в Америку в поисках лучшей доли. А юного Давида отправляют в город Борисов изучать Талмуд. Но в 1900 году Абрам вызывает всю семью за океан и поселяется с ней в нижнем Манхеттене. В 1906 году Давид Сарнов работает мальчиком на побегушках в телеграфной компании Маркони, а затем там же устраивается помощником телеграфиста. После смерти отца в 1911 году Давид становится моряком-связистом на судне-охотнике за тюленями. Он был одним из тех связистов, кто принял сигнал бедствия с тонущего «Титаника». Затем Сарнов возвращается под крыло Маркони. Там шаг за шагом он поднимается все выше и выше по карьерной лестнице. В 1919 году General Electric выкупает у Маркони все американские активы, из которых и образовалась корпорация RCA. И у руля ее становится Давид Сарнов, сначала как коммерческий директор, потом в 1921 году главным управляющий, с 1922 – вице-президентом, а с 1930 –президентом RCA. За это время радиовещание проникло во все американские дома, радио стало в США всенародным. Став президентом RCA, Сарнов своей коммерческой интуицией учуял потенциал телевидения. Еще в 1928 году он познакомился с Владимиром Зворыкиным, который пообещал за два года, при условии инвестиций в $100.000, довести полностью электронную телесистему до уровня коммерческого использования. И Сарнов поверил.

Правда, вся работа, как это водится, продолжалась не два года, а восемь лет и съела намного большую сумму денег – всего было потрачено почти $50 миллионов, включая расходы по выкупу патента Кальмана Тиганьи. И это не взирая на Великую Депрессию. Но это уже детали. Официальную презентацию работающей пары телеустройства иконоскоп/кинескоп провели перед прессой 24 апреля 1936 года. В том же году британская BBC берет систему Зворыкина на вооружение. Американский стандарт NTCS был принят, не смотря на протесты Сарнова. Что не помешало RCA стать лидером американского телевидения. Вторая мировая война притормозила развития телесистем. Сарнов был главным экспертом американской армии и даже получил чин бригадного генерала. Собственно, на этом все достижения Давида Сарнова в деле продвижения телевидения закончились. За заслуги ему была передана во владение лаборатория RCA, известная ныне как Sarnoff Corporation, и в его честь основана библиотека Давида Сарнова при Принстонском университете. Давид Сарнов ушел с поста президента RCA в 1970 году, а через год умер от сердечной недостаточности. Еще через 15 лет, в 1986, сошла со сцены и RCA.

Конечно, в рамках даже серии статей нельзя рассказать обо всех людях, стоявших у истоков современного телевидения. Особенно о тех, кто был в самом начале. Но еще одного изобретателя упомянуть стоит. Филио Тэйлор Фарнсворт (1906-1971). Свою телевизионную передающую трубу он изобрел еще в возрасте 14 лет, воплотив ее в «железе» семь лет спустя. Благодаря своим подростковым чертежам, Фарнсворт выиграл патентный спор у RCA. Сарнову не удалось сразу выкупить патент Фарнсворта. Молодой изобретатель предпочел уйти под крыло компании Philco. Выискивая спонсоров в своих патентных войнах с индустриальными гигантами, Фарнсворт в 1932 прибыл в Великобританию, где познакомился с Джоном Лоджи Бэйрдом. Шотландец с гордостью продемонстрировал американскому инженеру свою телесистему. Но после того, как Бэйрд увидел как работает полностью электронная телеустановка Фарнсворта, он задумчиво покинул демонстрационную комнату, уже понимая, что его механическое телечудо проиграет итоговую битву с чистой электроникой. Инвесторы Бэйрда выделили $50.000 Фарнсворту. Фарнсворт и Бэйрд вместе сражались с компанией EMI, чья система базировалась на технологиях Владимира Зворыкина. Но в итоге проиграли более искушенным в маркетинговых играх конкурентам. В результате Philco перестала сотрудничать с изобретателем в 1934 году. Тем не менее телевещательная компания Фарнсворта с 1936 по 1939 года регулярно выходила в телеэфир с развлекательными программами. Так и не разбогатев и устав сражаться, Филио Фарнсворт все же продал свои патенты RCA в 1939 году за $1 млн. А еще через несколько месяцев, после апрельской 1939 года Всемирной Выставки в Нью-Йорке, началась массовая продажа телеприемников на американском рынке. Создатели знаменитого мульсериала «Футурама» своего персонажа Профессора Фарнсворта списали именно с неудачника Филио Тэйлора Фарнсворта. Жена изобретателя Эльма Гарднер, умершая совсем недавно, 27 апреля 2006 года в возрасте 98 лет, 35 лет своей жизни посвятила отстаиванию надлежащего места своего мужа в истории мирового телевидения.

Вход в уголок маньяка

Иконоскоп Зворыкина базировался на собственных идеях Владимира Зворыкина и патентах Кальмана Тиганьи и Филио Тэйлора Фарнсворта. Иконоскоп в различных вариациях был основой всех телекамер в период с 1930 по 1980 года. И только с развитием технологии CCD (charge coupled device) уступил свое место. Схема работы основной версии иконоскопа под названием «ортикон» показана на рисунке. Помимо версии ортикон от RCA, различные фирмы ращзрабатывали и пытались совершенствовать технологию. Наибольшую известность приобрели версии Vidicon (Hivicon), где съемной поверхностью служило покрытие на основании трисульфида сурьмы (Sb2S3), Plumbicon, ставший торговой маркой фирмы Philips (поверхность – окись свинца - PbO), Saticon – патент Hitachi (поверхность на основе селена, мышьяка и теллура – SeAsTe), Pasecon – патент Heimann (селенид кадмия - CdSe), Newvicon – патент Matsushita (селенид цинка и теллурид цинка-кадмия – ZnSe, ZnCdTe), Trinicon – патент Sony (использовался вертикальный полосный фильтр).

Немного о стандартах телевизионной развертки. На момент запуска коммерческого вещания в 1936 году, развертки в разных странах разнились. В США – 343 линии, в Великобритании – 405, в СССР – 240 и 343 (с 1938 года), во Франции – 441 и 455, в Германии и Италии – 441. В 1941 году в США был утвержден стандарт NTCS с разверткой 525 линий, который используется и сейчас. В 1948 году в СССР был разработан стандарт 625 линий, а во Франции – 819 линий. Различие в стандартах создавало немало проблем. В результате, по договоренностям в рамках Международного союза электросвязи, было утверждено два международных стандарта развертки – 525 и 625 строк. Но в Великобритании и Франции еще на протяжении 29 лет (до 1987 года) велось параллельное вещание на стандартах 405 и 819 линий.

Выход из уголка маньяка.

(Продолжение следует)

8
0.000 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые