О ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
«Религиозное сознание, конечно, прежде всего, ставит вопрос о смысле и назначении человеческой жизни» (русский религиозный философ С. Л. Франк).
Состояние жизни конкретного человека, в конечном итоге, определяется не состоянием его личной наследственности (зависящей от духовного и физического состояния предков), а состоянием его личной духовности (зависящей, впрочем, в определенной степени, и от наследственности, и от воспитания, и от окружающей обстановки). Иными словами, личная духовность и определяет судьбу (жизнь) личности.
Действительно, ведь у Адама и Евы не было никаких природных греховных предрасположенностей, но это не исключило их грехопадение в раю. И наоборот, наследственная греховность природы, с которой рождаются все люди на земле, не исключает возможности некоторым из них стать великими святыми. Данный пример показывает и одновременно с этим доказывает, что наследственность, с которой рождается человек, также, как и место его рождения, и окружающая обстановка, — не определяют его дальнейшее состояние в целом. При этом телесные гены не только не формируют душу как субстанцию, но также не могут определять и состояние души. Они могут оказывать лишь некоторое ограниченное воздействие на это состояние путем определенного влияния на возможность появления «телесных» страстей, т.е. страстей, связанных с телом (страсти чревоугодия и блуда).
По мнению свт. Филарета Московского (Дроздого): «Как никого не спасает одно внешнее пребывание в пустыне, так и не погубляет никого внешнее жительство в миру». Свт. Феофан Затворник пишет: «Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся!». Св. Ефрем Сирин говорит: «Не место спасает человека, а произволение. Адам, праотец наш, в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил».
Как полагает доктор медицинских наук, проф. иеромонах Анатолий (Берестов): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха».
В связи с этим, можно выделить два основных направления при выборе жизненного пути (два основных кредо). Одно из них – это брать от жизни всё, что приятно для тела. Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информации. Также необходимо отметить и часто встречающееся отсутствие религиозного понимания цели и смысла жизни, потерю надежды и уверенности в завтрашнем дне, что в свою очередь, приводит к росту наркомании, алкоголизма и духовной деградации.
При этом «чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни».
Однако в сознании человека живет и понимание, и желание, и ожидание истинного, прекрасного и вечного. А в душе живет врожденное устремление к духовному, вечному и немеркнущему. Это и есть призыв ко второму направлению жизненного пути — пути к Богу.
К сожалению, данные стремления часто подавляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами. Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем. «Эти, как обычно говорится, “проклятые” вопросы или, вернее, этот единый вопрос “о смысле жизни” волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах... в политику, борьбу партий и т. п. — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек…» (С. Л. Франк).
Добавим, что этот вопрос волнуют людей разных возрастов и мировоззрений: и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его. Ведь «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (блж. Августин). Ибо «наша душа может насытиться золотом не более чем наше тело ветром. Определил Бог насыщение каждой вещи по ее природе. Почему хлеб, а не яд составляет нашу пищу? Потому что хлеб, а не отрава соответствует нашей природе. Равным образом, так как наша душа имеет сходство с Богом, то один Бог может наполнить наше желание».
При этом потребность в Боге, в слове Божьем, иногда становится нестерпимой. С возрастом, как правило, происходит рост важности указанной проблемы для человека, происходит обострение последствий ее нерешенности. С. Л. Франк говорит: «Неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов, — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни».
И в заключении настоящей статьи хочу привести маленькую цитату, которая хоть и написана с юмором, но имеет большой и определённый смысл.
"– Батюшка, где люди по-настоящему молятся Богу?
– В церкви, конечно, дочь моя.
– Нет, батюшка! Не в церкви, а в самолете, у которого отказал один двигатель. Я стюардесса, я знаю".
(Более подробную информацию по данной теме можно найти в моей книге: «Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] — М.: Оранта, 2017. — 368 с, — (Христианская антропология и современность. Вып. 2)».