О ФИЗИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
Исходя, с одной стороны, из понимания физической смерти как разъединения души и тела, а с другой — из известных и очевидных фактов, заключающихся в том, что определенное физическое разрушающееся воздействие на тело вызывает его смерть (именно на этом принципе и основан, в частности, любой вид насильственной смерти), представим некоторые общие аспекты механизма ее наступления в следующем виде.
При нахождении определенных параметров тела в определенной (жизненной) области, душа находится в соединение с телом. Существуют некоторые критические значения этих параметров (пограничная область параметров), при которых дальнейшая жизнь человека находится в неопределенности (человек еще не мертв, но уже практически и не жив). По данному вопросу свщ. Сергей Филимонов пишет: «Говоря о коматозных больных, профессор Б. Г. Юдин очень метко называет период между состоянием “определенно жив” и “определенно мертв” — “зоной неопределенности”». В указанной пограничной области связь души с телом ослабевает и возможны временные разъединения души с телом с последующими их соединениями (состояния клинической смерти).
При достижении параметрами тела определенных значений (не совместимых с жизнью), например, в процессе старения, из-за болезни, при несчастном случае, душа человека отделяется от тела. При этом само изменение параметров может происходить медленно (в процессе старения), быстро (например, при определенных болезнях), или очень быстро, практически мгновенно (например, при несчастном случае).
Таким образом, сигналом для разъединения души и тела (то есть наступления состояния биологической смерти) является наступление определенного состояния тела, характеризуемого определенными значениями его параметров.
ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЕРТИ ОБЪЕДИНЯЕТ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ СМЕРТИ ТЕЛА ПРИ РАЗРУШАЮЩЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НЕГО И ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ КАК ОБ ОТДЕЛЕНИИ ДУШИ ОТ ТЕЛА.
С этой точки зрения интересны приведенные свят. Лукой (Войно-Ясенецким) случаи оживления высушенных коловратий и заледеневших рыб при создании для них жизненных условий. «Эти примеры указывают на то, что хотя в организме и исчез всякий след жизни, но все-таки способность начинать при благоприятных условиях новую жизненную деятельность в нем может оставаться, если только в нем не произошло таких перемен, анатомических или физиологических, которые делали бы невозможным восстановление жизненных функций».
Отметим, что МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКОЙ СМЕРТЬЮ И РАЗЪЕДИНЕНИЕМ ДУШИ И ТЕЛА НЕТ ВЗАИМНООДНОЗНАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Так если смерть тела всегда связана с отделением от него души, то само отделение души от тела не всегда связано с его смертью. Иеромонах Серафим (Роуз) пишет, что «... “внетелесное” состояние не обязательно связано со смертью...». Известны многочисленные случаи временного разъединения души и тела, не приводящие к физической смерти.
ИТАК, ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ, В ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ, НЕОБРАТИМОЕ (ДО ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ УСОПШИХ) ОТДЕЛЕНИЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА (ИСКЛЮЧАЯ СЛУЧАИ ЧУДЕСНОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЕРТВЫХ: 3 ЦАР. 17: 17-23; 4 ЦАР 4: 32-36; 13:21; МФ. 9: 25; ЛК. 7: 14,15; ИН. 11: 39, 43, 44; ДЕЯН. 9: 40; 23:76 И ДР.), ПРОИСХОДЯЩЕЕ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ПАРАМЕТРАМИ ТЕЛА ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЗНАЧЕНИЙ (ТОЧНЕЕ, ПРИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ СОЧЕТАНИЯХ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕЛА), ИЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РАССТРОЕННОСТИ ТЕЛА (ОПРЕДЕЛЕННОМ РАЗРУШЕНИИ ТЕЛА).
Независимо от того, где и каким образом записана информация о значениях параметров тела, не совместимых с жизнью, и независимо от того, каким именно образом происходит само разъединение души и тела, возможность изменения этих параметров (например, при болезни) и достижения ими значений, приводящих к физической смерти, очевидно, задана и передается генетически при плотском зарождении. Иначе говоря, одно из последствий первородного греха — физическая смертность (то есть необходимость смерти)* передается генетически при любом типе плотского зарождения. Также передаются и другие последствия, касающиеся тела (физические последствия), например, тленность и, в частности, возможность заболевания вообще, а также ряд болезней (имеются в виду наследственные болезни) и предрасположенность к некоторым из них.
Таким образом, ПОСКОЛЬКУ, С МОМЕНТА ГРЕХОПАДЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЕЙ В РАЮ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА СТАЛО ТЛЕННЫМ И СМЕРТНЫМ, ТО ЭТИ СВОЙСТВА ПЕРЕХОДЯТ ЧЕРЕЗ ГЕНЫ ОТ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ ПРИ ПЛОТСКОМ ЗАРОЖДЕНИИ (ЗАРОЖДЕНИИ ИЗ ПЛОТИ, ИЛИ ОТ ПЛОТИ), ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ЭТОГО ЗАРОЖДЕНИЯ (ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАЧАТИЯ, ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ, КЛОНИРОВАНИЯ).
- «Священное Писание о всеобщности смерти, в частности, говорит: «…и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (Пс. 48: 9, 10); «Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века определение: смертью умрешь» (Сир. 14: 18); «... Грех вошел в мир, и грехом смерть...» (Рим. 5: 12); «… в Адаме все умирают…» (1 Кор. 15: 22); «… человекам положено однажды умереть…» (Евр. (9: 27); «Ты повелел ему (Адаму — П. В.) хранить заповедь Твою, но он нарушил ее, И Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа» (3 Езд. 3: 7).
Более подробные сведения по данной теме можно найти в книге: «О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. — М.: Благовест, 2009. — 816 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 5)».