БОГ И ЧЕЛОВЕК
Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей.
Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем жизненном море, где вместо морских волн бушуют волны страстей и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, — оказавшись вдали от берега, и не имея возможности добраться до него собственными силами, — взять эту руку, этот спасательный духовный круг (т.е. встретиться с Богом) или оттолкнуть её. Но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели. По мнению преподобного Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя».
Вообще, в земной жизни христианина одной из основ духовности, духовного стержня, или духовного фундамента, — является вера в Царство Небесное и надежда вечной Жизни в Нём. Это направляет нас к любви к Спасителю, Который «дорогою ценою» открыл нам Царство.
Сии же добродетели: вера, надежда, любовь, обусловлены благодатью Божьей и Святым Благовествованием, — свидетельствующим о спасении во Христе, — написанным «Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3:3). При этом осознание цели жизни, — блаженства в соединении со Христом, — организует в человеке внутреннюю цельность и создает четкую и направленную доминанту, что гармонизирует психические силы души — разум, чувства, волю. И тогда уже в жизни земной не остаётся места рабству страстям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими его душу и тело. «Ведь для Бога нет непоправимого — Воскресение Христа тому свидетельство. Непоправимо лишь одно: нежелание людей признавать очевидное. И, прежде всего, свой собственный грех» (сайт «Библия-Центр». Мысли вслух на Деян 2:36,37).
Святоотеческое учение предлагает нам, — для спасения нашего, — с искренним покаянием и великой радостью, с верой, надеждой и любовью, открыть своё сердце воскресшему Иисусу Христу! — Истинному Свету, просвещающему и освящающему весь мир! — Агнцу Божьему, взявшему на Себя грех мира (Ин.1:29), лежащего во зле (1Ин. 5:19), и являющемуся умилостивлением за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин. 2:2), — Который стоит у дверей души нашей и стучит! Ибо сказано в Писании: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3:20); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11: 25,26).
Или другими словами: каждому христианину нужно найти своё духовное дерево, с которого он, как Закхей, — сможет увидеть Иисуса Христа и услышать: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме … Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:5,10). «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). «Пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Как говорят святые апостолы: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тит. 1:5); «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1Ин. 2:25).
Христос Воскрес! И бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя (В.Н. Лосский).