Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
dpetr
7 лет назад

О СОВЕСТИ

Даже при отсутствии явного (осознанного) закона Божьего, в совести человека, являющегося образом Божьим, даны в неявном (бессознательном, подсознательном) виде основы этого закона. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, В СОВЕСТИ, КАК НА ДУХОВНЫХ СКРИЖАЛЯХ, ЗАПИСАНЫ ЗАКОНЫ БОЖЬИ. Несоблюдение (нарушение) данного закона (впрочем, как и осознанного закона) вызывает неприятные, иногда очень мучительные чувства, называемые угрызениями или мучениями совести, что и сигнализирует об отрицательной оценке поступка, то есть — о грехе.

Прп. Григорий Синаит говорит: «Вкусить мучение совести здесь или в будущем не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви. Она, держа меч ревности и обличения обнаженным, без жалости мучит повинных. Кто противится греху и плоти, того она утешает; а кто подчиняется им, того преследует, пока не покаются. И если не покаются, мучение переходит с ними в другую жизнь, и там продлится во веки». Прп. Иоанн Лествичник называет совесть неподкупным судьею: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть» (Слово 12, гл. 7). Митр. Сурожский Антоний (Блум) пишет: «Священное Писание говорит: нет на свете ничего принудительнее, требовательнее, чем суд совести». «Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, злосчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире» — говорится в Великом Каноне Андрея Критского (Песнь 4. Читается в понедельник первой седмицы Великого Поста).

Влияние угрызений совести может быть столь велико, что человек, не выдержав нравственной боли, может даже покончить с жизнью. По словам свт. Тихона Задонского: «За грех содеянный тяжко и люто мучит совесть человека, так что часто человек умерщвляет себя, не стерпя совестного мучения». Монах Митрофан говорит: «Совесть — это глас закона, глас Божий в человеке, по образу и подобию Божиему созданном. Как естественная прирожденная сила души, совесть не оставит человека никогда, где бы душа ни была. Действие совести — суд и осуждение, приговоры вечные, никогда не умолкающие. Ее воздействие (на спасенных в раю и на осужденных в аду) не прекращается никогда. Суд совести, суд Божий — нестерпим. Вот почему еще на земле души, преследуемые своей совестью и не умеющие умиротворить ее покаянием блудного сына, или мытаря, или апостола Петра, или блудницы — посягают на самоубийство, думая в нем найти конец терзанию совести».

Так Иуда, предавший Иисуса Христа, «... раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную... пошел и удавился» (Мф. 27: 3-5). Б. И. Гладков при толковании Мф. 27: 3-5 пишет: «Он (Иуда — П.Д.)… хотел уйти от своей совести, от ее преследований; но куда бы он не уходил, куда бы не убегал, всюду преследовал его призрак креста; совесть все громче и громче обличала его, угрызения ее становились все мучительнее… он не выдержал этой пытки и, с отчаяния, повесился».

Вообще, СОВЕСТЬ МОЖНО НАЗВАТЬ ДУХОВНЫМ ИНСТИНКТОМ, КОТОРЫЙ ПО АНАЛОГИИ С ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ИНСТИНКТАМИ (НАПРИМЕР, СОХРАНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ РОДА) ЗАЛОЖЕН В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЕГО ЖИЗНИ, НО, В ОТЛИЧИЕ ОТ НИХ, ПРЕДОХРАНЯЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ ОТ ФИЗИЧЕСКОЙ, А ОТ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ.

Основополагающее значение совести признается и в светском мире. Так, например, присяжные заседатели, в соответствии с действующим законодательством, при вынесении своего решения о виновности или невиновности подсудимого должны руководствоваться своими внутренними убеждениями и совестью.

Жуковский В. А. (1783-1852) в своем стихотворении «Совесть» пишет:
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!

Отметим, что внутренний закон (свидетельство совести) не устраняет необходимости внешнего закона (заповедей Божьих), они находятся в согласии между собой. Свт. Феофан Затворник говорит: «Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии». По мнению свт. Тихона Задонского: «Закон и совесть совместно обличают в человеке грех»

0
0.000 GOLOS
На Golos с February 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые