ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Психология не является учением только о душе или только о нервной системе. Она является учением о психике, как определенной душевно – телесной субстанции. В соответствии с этим и лечение психики (психических заболеваний), в общем случае, может осуществляться двумя принципиально разными методами: духовными и вещественными (медикаментозными, хирургическими) средствами, направленными на лечение различных сторон (частей) психики — души и тела. Духовные методы, в свою очередь, можно условно разделить на два типа: религиозные, основанные на помощи от Бога (молитвы, церковные таинства и пр.), и светские, основанные на помощи от людей (гипноз, логотерапия и пр.).
Можно выделить два различных направления в лечении психических заболеваний: светскую и православную (святоотеческую и пастырскую) психотерапию и психиатрию. При этом оба направления успешно применяются при лечении различных психических заболеваниях. Однако в этих направлениях и в используемых в них методах имеются принципиальные различия:
● духовные методы воздействуют непосредственно на душу, а вещественные — на тело. Таким образом, разные методы и непосредственно лечат, соответственно, различные стороны (части) психики;
● результаты использования методов православной психотерапии и психиатрии не имеют заранее предсказуемого систематического характера и не предназначены для массового использования (т. е. использования неопределенным кругом лиц). Однако здесь нет никаких пределов полноты и скорости излечения;
● использование методов светской психотерапии и психиатрии дает часто с высокой вероятностью прогнозируемые результаты, причем эти результаты имеют массовый и систематический характер. Однако возможности излечения здесь ограничены и определяются развитием медицинской науки на данный момент. В связи с чем, они несравнимы по своей силе с духовными методами православной психотерапии, не имеющими никаких ограничений. Ибо всемогущему Богу подвластно все, в том числе и воскрешение умерших.
Поскольку психические явления у человека при его земной жизни производятся именно душой, а тело лишь оказывает при этом необходимое содействие душе, то, в первую очередь, следует излечивать именно душу. А с учетом кратковременности человеческой жизни на земле и определяющем значении результатов этой жизни для жизни вечной, только излечение души и приобретает обоснованный смысл жизни человека на земле, как необходимое средство для достижения Царства Небесного, то есть вечного блаженства в соединении с Богом.