Терапевтический эффект аниме: Как анимационный сериал может помочь зрителю пережить незнакомый неприятный опыт. 4/6
ВНИМАНИЕ, СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ 100% СПОЙЛЕРЫ, ТАК КАК АНАЛИЗИРУЕТ И СТРУКТУРНО РАЗБИРАЕТ СЮЖЕТ КАЖДОГО ТАЙТЛА.
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2002)
Сериал: Википедия Myanimelist
Жанр: киберпанк, детектив, фантастика, боевик
Режиссеры: Кенджи Камаияма(Kenji Kamiyama), Казуноби Фусеки(Kazunobu Fuseki,), Масаки Тачибана( Masaki Tachibana), Хидео Ямамото( Hideyo Yamamoto), Масаюки Йошихара( Masayuki Yoshihara,)
Сенаристы: Йошики Сакурай(Yoshiki Sakurai), Дай Сато( Dai Sato), Шоутаро Суга(Shoutarou Suga)
Манга: Википедия Myanimelist
Студия: Production I.G
Список эпизодов: 26
Позитивные тенденции общества будущего в представлении сериала:
- 1) Дети аутисты и дети с ограничениями будут более интегрированы и будут еще более востребованы обществом (11 серия). Технологии с каждым годом позволяют все большему количеству людей с разным количеством ограничений, физических или умственных, интегрироваться в современное общество. Сериал демонстрирует как в будущем, технологии позволят создавать уникальные рабочие места для людей имеющих различные умственные расстройства. И обычные люди будут не конкурентноспособны в новых областях. Нам показывают, что в будущем ограничения в одном, станут возможностями в другом. Людей полностью выключенных из общества практически не станет.
- 2) Технологии которые предлагает данный сериал "кибер мозг" и протезация всех органов чувств так и частей тела (тема развивается на протяжении всего сериала). Это позволит слепым людям, быть активными пользователями сети, даже не имея глаз вообще. Человек видит с помощью глаз. Но если транслировать изображение прямо в мозг, то человек и без протезов глаз сможет пользоваться локальными и открытыми сетями. Понятие инвалидности практически пропадает. Замена может быть у любого органа.
(Безусловно действительность куда сложнее, чем выглядит в сериале. Кибер мозг не будет являться центром человеческой личности и всей мыслительной деятельности. Человек не может мыслит без мозга, но для мышления одного мозга однозначно не достаточно, это комплексный биохимический процесс всего тела человека.)
- 3) Еще большая роль СМИ (Серии 4-6,19). Блоги и информационные порталы, работающие на коммерческой основе, будут заинтересованны в распостранении информации и скрывать данные в обществе нового типа будет куда сложнее.
- 4) Воспоминания и информация (18 серия). В древнем Риме, скульптура была единственным способом передать внешний вид чего либо максимально достоверно. В эпоху Ренесанса, живопись стала настолько реалистичной что позволила стать порталом в прошлое. Художник мог изобразить портрет,пейзаж, что угодно. Клиент мог заказать у мастера картину, чтобы его следующие поколения смогли увидеть не только лицо своего предка, но и всю его семью, поместье,любимых животных. 19 век, принес фотографию, ХХ век - кино. Создатели сериала, хотят донести, что, в 21 веке, человек сможет записывать комплексную информацию не только по всем каналам органов чувств, но еще и записывать свой эмоциональный аспект. Так, новый вид информации перестает быть запечатленной объективной реальностью, снятой в определенном ракурсе, теперь сын может получить воспоминания отца о том или ином событии, на новом уровне достоверности. Буквально можно будет приблизиться к тому, чтобы чужие воспоминания начали восприниматься как свои. +можно будет видеть воспоминания не только о событиях месячной давности. Это возможность пережить то, что было десятилетия назад(и больше).
Негативные тенденции общества будущего в представлении сериала:
- 1) Болезни связанные с кибермозгом или интеграцией имплантантов в тело (19 серия). В сериале, большую опастность прдставляет заболевание "склероз кибер мозга".
- 2) Военные столкновения, перестрелки станут более частыми (тема развивается на протяжении всего сериала). Ценность здоровья падает, особенно для уже кибернетизированных людей. Если у тебя уже не родное тело и любой твой орган и часть тела можно заменить на новую, то можно идти на большие риски во время боевых действий.
- 3) Хакеры будут угрожать не только вашей технике или счету в банке, а вашим воспоминаниям, психике, личности (Серии 1,2,4-6). Если у вас кибемозг, то другой человек может ворваться в него, как сегодня может проникнуть на ваш ПК через вирус. Французская игровая студия Ubisoft показала подобный сюжет в компьютерной игре "Watch Dogs"(2014). Игра явно черпала вдохновение из данного сериала, однако тот вышел на 12 лет раньше, а смотрит на 20 лет дальше чем произведение Ubisoft.
- 4) Терроризм новых видов (Серии 1,2,4-6,10,14). Действительно, возможность не только совершать атаки на психику человека и брать его под контроль, но и интегрировать в свое тело оружие, создает огромную почву для террористических действий. В сериале, действия происходят во время после 3ей мировой войны, и следствием этого является то, что по всеми миру осталось огромное количество ветеранов, жертв войны и новых технологий смерти. Все это никуда не исчезло после прекращения войны, и теперь отдельные личности или организации пользуются плодами изобретений военного времени.
- 5) Больше нападений на людей, с целью продажи их органов (19 серия). Если весь мир будет заниматься заменой родных частей тела на искусственные, появится и огромное количество людей, которые будут испытывать нужду в донорских органах. Спрос на человеческие органы, вырастет многократно в сравнении с сегодняшним и это будет почвой для большего количества противоправных действий с целью продажи органов.
Нейтральные изменения:
- Изменение представление о человеческом теле. Если будет возможно заменить любую часть тела протезом, значит протез может быть любой формы. И тела людей, будут выглядеть иначе. Безусловно, мейнстрим(ввиде биологически заданной формы человеческого тела) останется, но появятся и новые фрики и новые молодежные течения, особено у тех, кто по своей/не своей воле, получил протез какой то конечности.
- Разговоры о том, что можно называть человеком а что нельзя. В этой теме сериал опережает современное общественное мнение всего на пару лет. В 2002 году, этот вопрос, не воспринимался всерьез, но с появлением нейросетей, машины стали обучаться намного быстрее чем человек и стали побеждать человека в его же собственных играх. ИИ в 2017 году победил в двух не стандартных и считавшимся исключительно человеческими играми (Компьютерный противник в них, был скорее для развлечения новичков, но явно как как серьезный соперник на больших соревнованиях). Это игра в ГО и Dota 2. Победив чемпионов по этим играм, отрицать силу ИИ стало невозможно.
- Сериал пошел дальше. Целая серия, была посвящена размышлениям группы мобильных мини-танков с самообучающимся интеллектом. В 2018 году вполне реально поверить в то, что роботы будут сихнхронизированны между собой, будут постоянно самообучаться и общая синхронизация сделает одновременно всех участников цепи в курсе новых разработок, и в то же время, новая информация исследованная кем то из цепи, даже если он находится вне видимости остальных участников, тут же распостранаяется на всех. Роботы (Татикомы/Tachikoma) рассуждают не только о своей роли в мире людей, но и подключают речевой аппарат к машинам, которые такового не имеют(система снайперского наведения) и дают ей озвучить свои действия, а также рассуждают о гуманойдных роботах и том, почему они ведут разговор с помощью речевого синтезатора, а не обмениваются данными с помощью более быстрых каналов связи, причем не только между собой, но и для коммуникации с людьми в целом.
Надеюсь, Я смог обратить внимание современного русскоязычного читателя на эту особенность современной культуры.
Подписывайтесь на мой блог, вас ждет много новых и актуальных тем.
Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Philipp-James West