Сравнительный анализ философии Лао-Цзы и Конфуция
Основы философии Лао-Цзы
Философия Лао-Цзы изложена в книге Дао дэ цзин. Вопросы о том, является ли Лао-Цзы действительно автором данного трактата и существовал ли вообще такой мудрец, если существовал, то в какое время, мы оставим для другого, исторического, изучения. Философию, изложенную в Дао дэ цзин, можно разделить на две категории по две составляющие. Первой категорией является метафизика, куда входят - понятие Дао и космология, второй категорией является этика, куда входят - индивидуальная этика и социальная этика.
Я не буду очень детально вдаваться в пояснение всех афоризмов и приводить их примеры, потому что тогда мой текст превратиться в копирование работ профессоров, которые уже до меня провели детальный анализ. Помимо этого не ставлю сейчас целью постараться сказать что-то новое или сделать что-то лучше, чем они, а ставлю целью краткое изложение для закрепления найденных знаний, с использованием собственного взгляда на отдельные моменты, и проведение своего размышления.
Вернемся к философии.
Дао. Дао - это верховное существо, которое запустило вселенские процессы и прибывает повсюду. Человек должен стремиться к Дао. Лао-Цзы предлагает нам путь, идя по которому, мы можем достигнуть Дао. В отличие от некоторых других учений или религий, Лао не говорит, что там мы достигнем какого-то состояния счастья (как и не предусмотрено наказание, если следовать не будем или будем делать плохо), но достигнув Дао, мы сможем через свое недеяние и бездейственность делать всему миру хорошо. По сколько этика Лао построена на том, что человек должен идти по пути совершенствования из плохого безнравственного состояния в хорошее высоконравственное через благие дела, то это логичная точка развития, где можно при минимуме действий делать максимум хорошего и с масштабом на весь мир. Само существо Дао в учении Лао описывается концепциями сходными и с идеями античных греческих философов о Творце или Создателе, о Вечном двигателе, Демиурге, и с Богом иудеев и христиан.
Космология. Стоит заметить, что у Лао явно прослеживается акцент на дуализме мира, начиная от инь и янь, которые по учению Лао сформировали мир из хаоса в порядок и равновесие, до дуализма в этических заключениях. Процесс творения мира объясняется просто, как дважды два, - Дао сотворил - одно, одно - два, два - три, а три - все остальное множество. Сейчас же есть видимая вселенная, природа, - действия Дао, и Дао, которое прибывает повсюду.
Индивидуальная этика. Человек не рождается сразу высоконравственным существом, поэтому должен пройти путь с низкой ступени нравственности наверх, к Дао, что есть высшая ступень. Идти по этому пути человеку следует через хорошие добрые дела. Стоит отметить, что человеку не следует умствовать, мудрствовать и образовываться, а делать. Постепенно он будет подниматься по этическим ступенькам, на каждой из, которых он станет все меньше действовать, при этом, принося все больше хорошего и пользы. Он все больше будет продвигаться к недеянью и бездействию, при этом увеличивая благо для мира. Человеку следует поддерживать аскетичный образ жизни, остерегаться богатства и достатка, а все полученное отдавать другим, потому что Дао всегда будет наполнять такого человека. Не следует придаваться мирским страстям и испытывать гордыню за свои поступки. Не следует выставлять поступки на показ. Не следует думать, что человек обладает талантом, умением или знанием, а следует считать себя неумеющим и незнающим, потому что так человек будет стремиться развить свои умения и знания, а не гордиться ими. Следует любить других людей и даже ненавистных врагов, отвечать добром всем.
Социальная этика. Лао признает монархию, как необходимую народу форму правления. Царь должен быть идеалом нравственного человека и править государством при помощи недеяния, тогда в государстве будет хорошо. Народу в государстве надлежит быть покорным и смеренным, не следует образовываться и искать учения, а делать дела. Накапливать богатство государству не следует и войско тоже. Воевать не следует. Если войну и пришлось вести, то только оборонительную.
Основы философии Конфуция
Конфуция вообще нельзя назвать философом в привычном понимании. Он сам не создавал каких-то концепций и идей, не пытался построить внятных теорий, а занимался передачей и изложением уже имеющихся знаний. Поэтому в разговоре о Конфуции термин "философия" будет тождественным термину "учение".
Философия Конфуция записана в Лунь Юй - суждениях и беседах, которые он вел со своими учениками. Говорить о достоверности учения Конфуция в Лунь Юй и ставить под сомнение авторство Лао-Цзы над Дао дэ цзин, выглядит крайне сомнительным, потому что, известно, что Лунь Юй был составлен из нескольких версий учений, которые были распространены в то время, через, примерно, 400 лет после смерти Конфуция, в разных уголках страны, и при составлении были прогнаны через политическую машину того времени. Так что исторически сомнительная достоверность содержания по отношению к авторам находится в равных условиях.
Конфуций старается излагать руководства к действию, которые берут начало в нравственных человеческих началах, формируются в обязанностях и воплощаются через обычаи и ритуалы (Ли).
Учение Конфуция можно разделить на 4 основных темы.
Вэнь - древние писания, в которых, те идеалы (благородные мужи - Цзюньцзы), к которым стремятся ученики, должны черпать импульс, сверяя себя с идеалами минувщих веков. Вэнь заключает в себе постоянства благородного мужа, такие как мужество и гуманность, искренность (Синь) и человеколюбие (Жэнь), умеренность в желаниях и преданность (Чжун), чувство долга и справедливость (И).
Син (поступки, действия) - то, как должен действовать благородный муж, воплощая идеал древних канонов.
Чжун (преданность) - преданность к учетелям и государям. Гармоническое общество построено на идее преданности - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества.
Синь (вера, искренность) - Синь уравновешивает Ли, наполняя действия искренними добрыми намерениями. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Незнание, равное абсолютному знанию, "неумение" цзюньцзы как проявление высшей, запредельной умелости - в точности перекликается с учением Лао.
Конфуций очень много внимания уделял точности традиционных, зачастую магических ритуалов.
Взаимоотношения философий Лао-Цзы и Конфуция
Источники пестрят многообразием версий. Это связанно с тем, что пока нет достаточных научных исторических доказательств конкретной версии, что дает возможность авторам проявить свою фантазию в полной мере. Версии есть на любой вкус и цвет - что Лао жил ранее Конфуция, что Лао был наставником Конфуция при жизни, что Лао бы современником Конфуция и его философия являлась диаметрально-противоположной к философии Конфуция, что Лао жил после Конфуция, что Лао не существовало, что Конфуция не существовало, что Дао дэ цзин писали они вместе, что они есть одно лицо. Скорее всего, найдется еще несколько десятков версий.
Попробуем внести какую-то ясность. Конфуций достоверно является исторической личностью, Лао - большинство сходится во мнении, что да, но без доказательств. Одним из популярных заблуждений является то, что Лао жил уже после Конфуция и его философия являлась диаметрально-противоположной к философии Конфуция. Это заблуждение родилось из труда специалиста по китайской словесности профессора Васильева. Так, как достоверно известно, что во времена самого Конфуция, его учение не было хорошо распространенно, то Васильев также делает заключение, что Лао жил через несколько веков после Конфуция.
В своем труде профессор Васильев целенаправленно вступает в конфликт с китайским историком Сыма Цянем, который жил в близкое к Лао и Конфуцию время - в II - I веке до н.э. Не смотря на то, что Сыма Цян ссылается на двух вероятных последователей Лао - Соси и Канписи, которые жили столетиями ранее и их труды отражают прямое влияние и работу с учением Лао, профессора Васльева, написавшего свою работу через почти 2 000 лет, обладая теми же самыми материалами, это не устраивает и он приводит в довесок еще ряд заключений, которые позже были опровергнуты Кониси Масутаро (в крещении Даниил Петрович Конисси*), японским русистом и первым переводчиком Дао дэ цзин (издана под редакцией Л.Н. Толстого).
*К. Масутаро принял православие и поступил в семинарию при Российской духовенской академии в Токио. Учился теологии в Киевской семинарии, после поступил вольнослушателем в Московский университет на факультет психологии. Познакомился со Львом Толстым, проникся его идеями. Масутаро был профессором русской литературы в Токио.
Если мы попробуем собрать заключения Сыма Цяна и профессора Масутаро, то получим следующую картину: учение Лао не является диаметрально-противоположным к учению Конфуция, потому что Лао и Конфуций, вероятно, были современниками, при этом на тот момент учение Лао уже было хорошо распространенно, а, как известно, учение Конфуция было массово признанно уже задолго после его смерти. Так же Лао никак не указывает на учение именно Конфуция в своих оппозиционных к учению афоризмах, а Конфуций в свою очередь не был автором большинства идей проводимого учения, а во многом занимался изложением "учения блаженнейщих царей", что сам и подчеркивает в своих высказываниях. Так и Лао, говоря об учении, по всей видимости, имеет ввиду "учение блаженнейщих царей", которое господствовало на то время в стране.
Исходя из этого, не стоит проводить параллелей между учением Лао и Конфуция. Хотя Сыма Цян и упоминает о возможном свидании Лао и Конфуция, но это никак не затрагивает влияние на философские взгляды.
Рассматривать, как философии обоих, по отдельности, заняли различные положения к ситуации и традиционному учению, необходимо, учитывая исторические особенности того времени. В стране была разруха, многочисленные царства воевали друг с другом, а нравственность падала все ниже. В этой ситуации оба философа пытаются своим учение вернуть жизнь страны в положительное русло, но делают это разными методами. Лао выступает как противник традиционного учения, которое, на его взгляд, и довело страну до такого состояние и образует новое учение. Конфуций же занимается, по большей части, правильным изложением традиционного учения, потому что видел его ценность, но считал, что утрачено его понимание.
Если пробежаться по каким-то еще не затронутым моментам, где можно наблюдать расхождения, то учение Лао - это больше учение о сущности вещей и нравственных положений, и их происхождении, о метафизике и космологии, учение же Конфуция приближено к чувственности и конкретным прагматичным вещам.
Что же было потом?
Потом, как с даосизмом, так и с конфуцианством, стали происходить самые разные метаморфозы под влиянием последователей, которые происходят и по сей день, вследствие которых, данные учения сейчас имеют уже очень мало общего со своими создателями.