Учение об элементах
Вселенная состоит из относительно небольшого числа природных элементов. Идея об элементах своими корнями уходит в представления древних греков. Более 2 тыс. лет считалось, что мир вокруг нас образован всего из четырех элементов: воды, огня, воздуха и земли.
Фундаментальный вопрос о том, из чего состоит Вселенная, тысячелетиями занимал величайшие умы мира. Древние греки, которые много размышляли о Вселенной и предложили немало оригинальных идей, впервые задумались о том, из чего она построена. Первым по этому поводу высказался греческий философ Фалес Милетский, живший примерно в 625-546 гг. до н. э. Он полагал, что основным элементом Вселенной является вода, что все в мире возникает из воды и в нее превращается. Вода окружает Землю и просачивается сквозь почву — ясно, что жизнь без нее существовать не может. По мнению Фалеса, даже сама Земля как плоская плита плавает в бесконечной массе воды.
Первоэлементы
Идея Фалеса, что основным элементом Вселенной является вода, встретила ожесточенную критику. Его ученик Анаксимандр полностью отверг теорию своего учителя и поднял на смех ? мысль о том, что Земля, словно бревно, плавает в безбрежном море. Он считал, что вода не может быть первоэлементом, поскольку не обладает достаточной подвижностью. По мнению Анаксимандра, если бы все в природе было порождено одним элементом, например водой, то элементы противоположной природы, такие, как огонь, не могли бы возникнуть и сосуществовать с ней. Первооснова должна быть универсальной и свободной от любых конкретных свойств. Такой первоосновой он считал апейрон (от греч. «бесконечное») — невидимое, неопределенное, находящееся в вечном движении начало, которое может порождать все сущее.
Ученик Анаксимандра Анаксимен отверг идею об апейроне. Он полагал, что все должно состоять из чего-то и это отсутствующее «нечто» является воздухом. При нагревании (разрежении) он превращается в дым и огонь, при сгущении — в туман и воду. Эта дискуссия дошла до Эфеса, где жил Гераклит. Он развивал собственную теорию, согласно которой первоэлементом является огонь, поскольку он подвижен и способен вызывать изменения в других телах. Ксенофан из расположенного по соседству Колофона отдавал предпочтение земле, которая хотя и изменяется на протяжении времени, но сохраняет свою фундаментальную сущность.
Милетская школа
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен жили в Милете и, несмотря на ожесточенные дискуссии, придерживались единых интеллектуальных подходов, поэтому их объединяют в Милетскую школу. Они стремились постичь истинную природу реальности и объяснить явления, которые большинству людей внушали мистический ужас: гром, молнию, землетрясения. Общепринятая точка зрения приписывала эти явления капризам богов, но философы Милетской школы предлагали естественные объяснения: причиной молнии и грома был ветер; радуга появлялась в результате падения солнечных лучей на облака; а землетрясения были вызваны тем, что после обильных дождей земля, высыхая, трескалась.
Не один элемент, а четыре
Древнегреческий философ Эмпедокл, последователь Пифагора, также пытался разрешить проблему первоначал. Он пришел к выводу, что в основе Вселенной лежит не один элемент, а четыре основные стихии, отвечающие за все сущее на Земле: вода Фалеса, огонь Гераклита, воздух Анаксимена и земля Ксенофана. По мысли Эмпедокла, в основе их взаимодействия лежат два активных начала: Любовь и Вражда. Любовь соединяет стихии в различных вещах, а вражда разделяет их. Поскольку в природе не может существовать пустоты, Любовь и Вражда являются элементами, заполняющими промежутки между четырьмя основными стихиями. Последние Эмпедокл называл ризомата, т. е. «корни» вещества. Понятие элемента появилось только в IV в. до н. э. у древнегреческого философа Аристотеля.