Информационная революция. Весь мир в моём ноутбуке
Начало здесь:
«Информационная революция. Мобильный интернет и Тик Ток»
Вспомните свои ощущения, когда вы впервые поняли, что в интернете можно за считанные секунды найти ЛЮБУЮ информацию?
Любую музыку, которую вы когда-либо слушали. Любой фильм, сериал, концерт, который вы когда-либо видели. Любую книгу, которую когда-то читали.
Просто сделайте сейчас паузу и вспомните тот момент и ваши ощущения.
Я впервые осознал, что имею доступ к любой информации – где-то в последние годы нулевых. 2008-й или 2009-й. Как раз активно развивались соцсети, скорость интернета у простых смертных позволяла смотреть видео с Youtube в неограниченных количествах.
Современные дети уже не понимают, каково это – жить без Гугла и вконтактика. Они выросли в иной реальности.
Но, кстати, одной книги, которую я читал в детстве, в сети до сих пор нет – просто никто не может отыскать русское издание и отсканировать))
Надеюсь, следующее поколение станет с трудом представлять себе жизнь без блокчейна, цифровых валют и моментального вознаграждения за любой контент)
Но я хотел поговорить не об этом. Сейчас вспоминаю, чем мы с друзьями занимались в начале 2010-х годов. Ну да, ну да – «бессмысленно прожигали жизнь, сидя в инетике», как сейчас студенты сжигают время в ТикТоке. Однако насчёт «бессмысленности» – это не совсем верное утверждение.
На первый взгляд – так и было. «Это те, которые качают в торрентах и срут в комментах», – так презрительно написал про нас Пелевин. А многие представители старшего поколения высказываются и гораздо более забористо)
Но – у любого поведения есть своя причина.
Сейчас поколение Z не может понять, каково было в девяностые (а тем более – раньше), когда слышишь по радио одну композицию Майка Олдфилда, врезается она в память на многие годы… и строишь догадки – а что это такое было? А кто этот музыкант? А какое место его музыка занимает в современной культуре?
К слову, все советские люди слышали музыку Олдфилда, но не знали об этом. В заставке «Клуба путешественников». Нет, гонорар ему не выплатили. А – и мелодию к заставке «Секретных материалов» тоже написал Олдфилд, но подарил Марку Сноу, чтобы тот замиксовал.
Почему я так сумбурно рассказываю про музыку? Да потому, что только на рубеже нулевых и десятых появился доступ к этому океану информации обо всём и вся. Информация обрушилась на нас лавиной… и мы переваривали её, как могли.
Сейчас странно вспоминать, что люди вели блоги на Ли.ру, просто кидая в пост ролики с Youtube. И было интересно ходить друг к другу и смотреть – кто что нарыл в безбрежном интернете.
Одно время было модно соревноваться – кто более изощрённо составляет плэйлисты на стене вконтакте (без ложной скромности скажу, что мои плэйлисты собрали в своё время множество похвал). Друзья даже вели паблик, состоящий только из плэйлистов. Страница с подборками музыки на каждый день набирала тысячи просмотров и подписчиков – и это делалось не ради рекламы (на рекламе в инете тогда почти никто не зарабатывал), а потому что было прикольно.
Но отложим в сторону чувство «было прикольно» и рассмотрим – а что же это было?
Мы пережили информационную революцию.
Именно так – не больше и не меньше. Все, кто десять лет назад столкнулся с возможностью пропустить через себя океан информации на любые интересующие его темы, никогда не забудет это чувство. Когда стало возможно в короткий срок узнать и разложить по полочкам всё, что было интересно с самого детства. Где музыканты Deep Forest и Enigma брали материал для своих композиций? Как Филип Дик и Ридли Скотт повлияли на Вангелиса, что он придумал новый жанр – эмбиент? Почему Цой – не гений, а всего лишь искренний фанат качественного брит-рока?
Я сейчас привожу больше примеров из музыки, так как она мне ближе. Но то же самое пережили кинофилы, открывшие для себя возможность пересмотреть ВСЁ, что есть в мировом кинематографе. Любители «графических романов» с головой нырнули в изучение первоисточников – старых комиксов и манги. Фанаты фэнтези и sci-fi с удивлением открывали для себя факты о том, что Желязны при жизни получил больше наград, но его книги – для подростков, а вот Филип Дик – это серьёзная литература.
Думаю, у каждого были подобные откровения в те годы, когда на нас обрушился доступ к безлимитному и высокоскоростному интернету. Пожалуй, кратко можно назвать это «Весь мир в моём ноутбуке».
Именно информационная революция окончательно разделила старшие поколения и миллениалов. Мы говорим на разных языках, увы. Например, я искренне не понимаю, для чего пенсионеры покупают газеты. А они искренне думают: «Не нужон нам этот ваш Ынтырнет!»
Это два разных стиля жизни. «Зомбоящик против Интернета» – по сути, «Ограниченный доступ к информации против безграничного».
Для чего полезен доступ к безбрежным океанам информации на любые темы – в следующих постах.