Либертарианские общины - мечты, теория и печальный опыт
Скажу сразу - пост будет длинный и информативный, готовил материал несколько дней, к моему удивлению, источники сами "шли в руки" - значит, действительно, пора об этих темах говорить.
Продолжаю писать о либертарианстве, но сейчас не просто вставлю ролик Светова, а поделюсь своими мыслями, анализом и выводами на тему либертарианских общин. Я, как и большинство людей, имеющих хоть какое-то представление о том, что такое либертарианство, узнал про общины... конечно же, из роликов Светова) Вот этих:
Для тех, кому лень смотреть видео, объясню вкратце. Представьте, что закон позволяет купить много гектаров земли хоть в Сибири, хоть в Африке и основать там поселение, юридически независимое от государства - со своей экономикой, юриспруденцией, со своей валютой (хоть фиатной, хоть крипто). Единственное правило - членство в общине должно быть добровольным, любой желающий может вступить в общину и принять её правила, но при желании имеет право свободно выйти из общины в любой момент.
Наверняка, большинство из вас сейчас подумает то же, что я подумал впервые, когда услышал об этом от Светова - "Что за бред?" После я обдумал эту мысль более тщательно, и даже написал где-то в комментариях, что "Либертарианские общины - дело хорошее, но на практике это может быть реализовано в отдалённом будущем. Минимум лет через 50, а то и через 100". Этого мнения я и сейчас придерживаюсь - но готов подробно объяснить, почему. И привести живой пример, о котором российские либертарианцы вряд ли слышали.
Светов любит приводить в пример общину амишей, но мне пример кажется не слишком удачным. Да - так сложились обстоятельства, что в Штатах и Канаде амишей никто не трогает. Живут себе тихие фермеры, отрицающие прогресс, не лезут в дела большого мира - вот ими никто и не интересуется.
Кстати, я встречал в интернетах и очень либертарианский комментарий на историю Оливера Шанти - мол, "ни одна система не простит, если у неё под боком возникнет самодостаточное мини-государство". Это сказано про виллу в Португалии, на которой жили максимум человек сто (общее население городка Вила-Нова-ди-Сервейра около 1300 человек). Ну какое это государство! Можно записать в либертарианские общины и наше Окунёво - там есть ашрам, куда сбегают от городской суеты некоторые офисные работники, но всё равно - слишком маленький масштаб, чтобы хоть одна серьёзная организация обратила своё внимание на такие поселения.
А что случится, если община будет гораздо более активной, быстро расширяться, привлекать новых членов? Была такая община. И её история очень поучительна.
Я говорю о Раджнишпураме, городе, основанном саньясинами Ошо в США. Можно по-разному относиться к Ошо, его медитационным техникам и учению (я отношусь позитивно), но факт - юридически Раджнишпурам был именно либертарианской общиной.
Кратко процитирую историю этого удивительного города:
"В 1981 году последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам, где число приверженцев достигло 15 тысяч человек.
За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на фестиваль в 1983 году приехало около 3000 человек, а в 1987 — около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе открылись школа, почта, пожарное и полицейское управления, транспортная система из 85 автобусов. За период с 1981 по 1986 год движение Раджниша накопило около 120 миллионов долларов за счёт различных семинаров по медитациям, лекций и конференций со стоимостью посещения от 50 до 7 500 долларов"
Итак, у нас есть факт - была основана практически либертарианская религиозная коммуна, в которую люди приезжали добровольно и оставались там годами - добровольно уезжали лишь единицы, историй с исключением из коммуны тоже почти не было - разве что после неудачной попытки свозить в Раджнишпурам бездомных со всей Америки, самых буйных пришлось быстро выгнать. Если вас интересуют подробности, оставлю ссылку на документальный сериал "Wild Wild Country", вышедший буквально только что - летом 2018 года. Последние дни я как раз внимательно смотрел этот сериал и узнавал подробности уже известной мне истории Раджнишпурама. Сериал, кстати, адекватный и объективный - события рассмотрены в нём с разных точек зрения, много документальных кадров, интервью с бывшими членами руководства Раджнишпурама (Свами Прем Нирен великолепен), жителями соседних ферм и представителями исполнительной власти США.
Кратко расскажу, за что люди вообще любят Ошо. Когда-то я попробовал динамическую медитацию и другие медитационные техники Ошо. Могу смело утверждать - это изменило мою жизнь к лучшему :-) Тут как бы... пока не попробуешь - не узнаешь, но попробовать всем рекомендую! Сам Ошо был по образованию преподавателем философии, по роду деятельности - духовным учителем ("Он - бог, от него сияние исходит!"(с)), но вот управленцем он не был, и никогда не пытался быть.
Поэтому управление коммуной Ошо возложил на людей, которым доверял. И вот с выбором команды администраторов он сильно ошибся. В итоге, вся власть над общиной оказалась в руках женщины по имени Ма Ананд Шила. Сейчас официальная точка зрения саньясинов Ошо звучит примерно так: "Всё было бы хорошо, если бы не Шила". Возможно, так оно и есть - Ма Ананд Шила была женщиной властной, решительной и скандальной. Активно расширяла влияние коммуны, поругалась со всеми соседями-фермерами, очень нагло противостояла местным властям, когда они пытались найти хоть какие-то лазейки в законе, чтобы выдавить последователей Ошо из США.
В сериале "Wild Wild Country" рассказано о том, как члены коммуны под руководством Шилы активно участвовали в выборах местного самоуправления в ближайшем к Раджнишпураму городке Антелоупа, и в округе Васко штата Орегон. Причём, саньясины настолько успешно выигрывали выборы и реально приобретали политическую власть, что власти штата приняли меры - не допустили к голосованию новых членов коммуны, недавно прибывших в Орегон. В сериале эти события подробно освещены - на протяжении четырёх лет община последователей Ошо успешно отбивалась от всех юридических нападок и расширяла своё политическое влияние. В итоге - этой историей заинтересовались в Вашингтоне, и решение "мочить Ошо любыми средствами" было спущено сверху.
Мне видится так - основаная ошибка была в том, что община вела себя очень нагло. Возможно, если бы Ошо вовремя позаботился о том, чтобы нанять команду профессиональных администраторов (финансы это позволяли) вместо того, чтобы повесить тяжкое бремя управления на скандальную, самоуверенную и властную Шилу - история Раджнишпурама сложилась бы иначе. По прошествии почти 40 лет легко судить о том, что нужно было мягко и постепенно налаживать отношения с соседями, не спеша пропихивать своих людей во все органы местной власти - и тогда за пару десятилетий влияние коммуны реально могло бы распространиться на целый штат. А тогда это был новый опыт для всех членов коммуны, не было никаких пособий по строительству общины с нуля. Саньясины действовали наобум, как умели - и... несмотря на все неудачи, результаты их активности реально впечатляют!
Мой личный опыт общения с саньясинами Ошо давно привёл меня к выводу - это интересные и яркие личности, но очень плохие организаторы. В России так и не смогли организовать постоянно действующий медитационный центр, есть несколько ярких персональных проектов, которые переезжают с места на место. К слову, в противоположность саньясинам, лама Оле Нидал и его последователи гораздо более эффективно строят и развивают свою сеть буддийских центров.
Противостояние Раджнишпурама и властей США закончилось тем, что Ма Ананд Шила окончательно съехала с катушек, и...
"Правление коммуны во главе с Шилой использовало и криминальные методы. В 1984 году в еду нескольких ресторанов соседнего городка Далласа были добавлены сальмонеллы для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса. По приказу Шилы были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач и один из сотрудников тяжело заболели, однако в конце концов выздоровели.
После того, как в сентябре 1985 года Шила и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование. В результате расследования Шила и многие её сотрудники были задержаны, а позже — осуждены. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности, его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон
10 декабря 1985 года регистрация Раджнишпурама была признана недействительной окружным судьёй Хелен Дж. Фрай в связи с нарушением конституционных положений отделения церкви от государства. Позднее, в 1988 году, Верховный суд США признал законность Раджнишпурама".
В итоге - Ошо покинул США и вернулся в Индию, устроил там "Международный медитационный курорт" в городе Пуна. Примерно то же самое, что и Раджнишпурам - но без политических амбиций, просто маленький ухоженный рай для обеспеченных туристов. Кстати, курорт функционирует по сей день, даже после смерти Ошо. Книги Раджниша издаются миллионными тиражами во всём мире, а среди саньясинов есть и знаменитости - музыканты Карунеш, Дойтер, Гови, Анугама и Камаль. Российской публике более известны участники "Битвы экстрасенсов" Свами Даши и Свами Вит Мано. Можно по-разному относиться к "экстрасенсам", но точно могу сказать, что саньясины не проводят языческих ритуалов, не показывают фокусы, а грамотно работают с людьми психологически.
Чем поучительна эта история? Даже если группа активных и целеустремлённых людей купит землю, чтобы построить на ней свой "город Солнца", возникнут две проблемы. Первая - любой общине нужна грамотная команда управленцев, а если община создаётся на основе религиозной, национальной или идеологической общности - с этим почти наверняка возникут сложности, и в каждой такой коммуне появится своя Шила. Вторая проблема: даже где-нибудь в дебрях Камчатки, куда нас мягко посылает строить либертарианство Михаил Светов, даже в такой глуши обязательно найдётся какой-нибудь недовольный местный лесник, который объявит общину "плохими соседями" и задёргает все местные власти с воплями: "Сделайте что-нибудь!" А они сделают. Разумеется, сделают.
Конечно, можно представить мир, в котором уже не существует государств в современном понимании этого слова, а вся земля поделена между такими вот общинами. Но чтобы к этому прийти, человечеству нужно минимум сто лет и десяток подобных Раджнишпурамов - локальных социальных экспериментов, на которых все желающие набьют себе шишек, чтобы наши правнуки смогли сделать выводы "как правильно строить общину и чего следует избегать".
Закончить пост хочется этим роликом. Примерно год назад у меня была очень интересная беседа с одним иностранцем, много путешествовавшим по Европе, странам Востока и даже по северу России (!). В беседе он упомянул Жака Фреско и "Проект Венера", я очень смутно помнил, будто что-то слышал об этом когда-то давно. Прошёл почти год, вот наконец - вспомнил, поискал в интернете информацию. И... даже немного грустно. Я люблю смотреть ролики Кадавра и внутренне не соглашаться с ним по многим вопросам. Но вот тут... полностью согласен с Костей - оттого и грустно.
К тому же, если представить себе мир либертарианских общин - догадайтесь, какие общины привлекут к себе больше всего сторонников и выкупят больше земель, чем другие? Я уверен, что это будут мусульманские общины. А почему - думаю, догадаться несложно)