Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
elena.kabardina
7 лет назад

Несколько слов о картине И.Крамского «Неизвестная» (1883г.)

К сожалению, не нашлось режиссёра, который бы снял фильм, основанный на мифах и легендах, весьма запутанных, противоречивых и интересных, связанных с этой, как оказалось, мистической картиной Ивана Крамского.
Вот эта загадочная дама, которая едет в коляске по Невскому. Одета модно и дорого, к тому же накрашена: и румянец наведён, и помада имеется.
До сих пор искусствоведы спорят по поводу модели: кто такая да откуда взялась. Одно время эта дама в коляске считалась высшим проявлением аристократизма, в другое - ассоциировалась с «Незнакомкой» Блока, даже конфеты были с таким названием и репродукцией с этого портрета на коробке. Некоторые критики ассоциировали Неизвестную то с Анной Карениной, то с Настасьей Филипповной.
По одной версии моделью для «классики аристократизма» послужила крестьянка Матрёна, которая – якобы – стала женой статского советника М.Бестужева, выкупившего её у помещицы Милюковой, через 6 лет у них умирает сын, Бестужев с Матрёной Саввишной разводится, та выходит замуж за его друга полковника Попова, а вскоре и Бестужев умирает, и Попов застрелен на дуэли.
По другой версии на картине собирательный образ всех-на-свете-куртизанок.
По третьей версии на картине изображена дочь Крамского Софья, которая во время написания картины то ли была после перенесённого тифа, то ли переживала разрыв с женихом Сергеем Боткиным, т.к. он влюбился в её подругу Сашу Третьякову. Ещё возможно, что это было некое предвидение Ивана Крамского, потому что его дочь – тоже художница - в 1930г. была обвинена в контрреволюционной деятельности и приговорена к ссылке в Иркутск.
Но на многих портретах дочери И.Крамской изображает её голубоглазой. У Неизвестной же – глаза явно карие или чёрные. А в Праге есть набросок к этой картине, и неизвестная там – этакая наглая особа, явно чья-то содержанка.
Третьяков отказался покупать «Неизвестную», счёл портрет непристойным, а критик В.Стасов обозвал героиню «кокоткой в коляске», это напоминает мне прозвище, которое дали дублинцы памятнику Molly Malone – “a tart with a cart” (шлюшка с тележкой). Кстати, памятник Неизвестной Крамского имеется в Царском Селе.
К тому же, неизвестная «эмансипистка» едет в своей коляске в одиночестве, а во времена Крамского такое поведение было вовсе не comme il faut, дескать, место для клиента оставлено. Т.е., если учесть набросок, находящийся в Праге, и окончательный портрет Неизвестной, получается, что на картине – точно, «дама полусвета», куртизанка.
Но сами посудите: на картине этакая кажущаяся самовлюблённой красотка в парижских одёжках со взглядом то ли надменным, то ли безысходным, то ли надменным и безысходным одновременно, прогуливающаяся в коляске одна по Невскому и очень смахивающая на содержанку. Стал бы И.Крамской писать собственную дочь в таком двусмысленном виде? Сомневаюсь. Но некоторые исследователи «живописных тайн» настаивают на этой версии с пеной у рта. Считают, что на картине «Девушка с кошкой» - та же героиня, т.е. Софья Ивановна Крамская, что в этом портрете художник выразил своё понимание высшей аристократической красоты. Сильно сомневаюсь… И писал-то он эту картину, по слухам (может, и ничем не подкреплённым), тайно, никому не показывал (прямо как Вермеер свою «Девушку с жемчужной серьгой»)
Но есть и ещё одна версия, автор этой версии искусствовед Ирина Чижова.
Ведь всё дело – всегда – в контексте. А в каком контексте изображена Неизвестная? Ну, едет по Невскому, но проезжает мимо Аничкова дворца, вон там даже кусочек его виднеется, а дворец этот императоры Российские Александры 1-ый и 2-ой имели обыкновение дарить своим наследникам. Ирина Чижова предположила, что на портрете - институтка Смольного Екатерина Долгорукова, та самая, которая родила Александру 2-му четверых детей и стала его морганатической супругой (почему её то Долгоруковой, то Долгорукой называют, не знаю), характер имела скверный, некоторые считали её невинной страдалицей, а многие – высокомерной нахалкой, командующей обожающим её императором не без выгоды для себя. Да и памятник установлен в Царском Селе…
Но и это ещё не всё. У «Незнакомки» образовалась какая-то дурная слава. Как я уже говорила, Третьяков её не купил для галереи, картина начала ходить по (рукам) частным коллекциям. На владельцев этих коллекций начинали валиться всякие несчастья: от кого жена сбежала, у кого пожар случился, кто стал банкротом. В течение года после написания «Неизвестной» у самого И.Крамского умерли двое сыновей. Так и ездила «Неизвестная» по заграницам, но в 1925г. Вернулась в Россию, была помещена в Третьяковскую галерею (Павла Третьякова к тому времени уже 27 лет как не было в живых), и с тех пор, вроде, ведёт себя прилично, ни на кого порчу не наводит.
Да, "There are more things in heaven and earth, Horatio…», а кино получилось бы весьма захватывающим...

3
1.274 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые