Виртуальная реальность в медицине
Для многих Виртуальная Реальность (ВР) относится к теме игровой индустрии. Но, как оказалось, применение ВР гораздо обширнее.
ВР в медицине.
Обучение. О посещении лекций в виртуальном мире, думаю, слышали многие. Но существуют программы практического применения. Молодые хирурги могут тренироваться на виртуальных пациентах и при этом никто не страдает. Программное обеспечение настроено так, что помимо графического соответствия есть тактильная обратная связь. Студент чувствует силу нажатия или отдачу от инструмента. К сожалению, в университетах нашей страны таких тренажеров пока нет.
Приложение Mindscape от Viscira помогает побывать в том мире, в котором пребывает пациент, ведь лучший способ понять и помочь – это ощутить то, что чувствует больной. Приложение Mindscape терапевтических задач не имеет, зато дает возможность ощутить мир человека с симптомами шизофрении и другими различными расстройствами психики. Помимо студентов разработка помогает родственникам понять, что происходит с родными. Похожее программа есть для врачей-офтальмологов. Врачу легче понять и общаться с пациентом, испытывающим определенный недуг.
3D модель. Данные томографии, УЗИ могут быть перенесены на трехмерную модель, изучив которую хирурги могут лучше спланировать ход операции. Это уже не инструмент обучения студентов, а существующая практика. Такие модели значительно повышают шансы пациента, даже в самых сложных случаях.
Робот-ассистированная хирургическая система «da Vinci или аппарат для проведения операций. Врач-хирург садится за пульт, в котором виртуально, посредством джойстиков руководит процессом, на расстоянии. Одна «рука» робота держит видеокамеру, которая передает картинку хирургу, две «руки» - проводят операцию, а четвёртая - выполняет функцию ассистента. Роботизированная хирургия появилась еще в 1980 году и на сегодняшний день успешно используется во всем мире.
В Самарском университете разработали специальную систему, которая позволяет имитировать настоящую ходьбу. Очки ВР соединены проводами со специальными пневматическими устройствами, которые крепятся к ногам пациента. Такой обман зрения производит стимуляцию нужных мышц и реабилитация после инсульта проходит значительно быстрее. Пишут, что аналогов нет и такой способ реабилитации тестируется пока только в больницах Самары, но результаты очень хорошие.
Страхи. ВР помогает бороться с различными фобиями. Пациент поэтапно проходит терапию, в которой имитируются определенные ситуации. С появлением панической реакции психиатр помогает осознать нереальность увиденного и у пациента появляется что-то вроде привычки.
ВР также показала свою эффективность в лечении детей и взрослых, страдающих аутизмом. Симуляция различных социальных ситуаций позволяет лучше адаптироваться к поведению в обществе.
ВР помогает отвлечься от боли. Например, пациентам с ожогами предлагают поиграть в снежки с пингвинами. На первый взгляд идея больше похожа на забавную, чем полезную. Но! В очках увиденное действительно кажется реальным. Могу подтвердить на своем опыте. К счастью мой опыт был развлекательный. Вроде бы и картинка далека от реальности. Сюжет, где на тележке катишься по рельсам с горы – совершенно не реалистичный, но веришь! Ноги сами подкашиваются, а тело поворачивает в нужную сторону. Поэтому, снег при ожогах – может, действительно, хорошее решение.
В 2017 году был проведен эксперимент, где 100 человек испытывающих боль должны были посмотреть специальные ролики. 50 пациентов наблюдали по ТВ 15-ти минутное видео красот природы под успокаивающую музыку. Другие 50 пациентов в очках VR, смотрели 15-минутную анимированную игру, специально разработанную для людей, которым приходилось оставаться в постели после операций. Результаты показали, что уровень боли у наблюдающих за природой снизился на 13%, а у участников игры на 24%.
Применение ВР сейчас активно исследуется. Есть мнение, что будущее за ВР-аптеками с фармацевтами, назначающими соответствующее лечение пациентам. Вам от головной боли, а Вам от депрессии! Главное совсем не увлечься, чтобы ВР оставалась средством решения проблем, а не превратилась в реальную жизнь.