Психология акустической локации
УЗИ изобрели киты и дельфины. Они ультразвуком могут видеть друг друга насквозь. Могут у самки видеть — беременна она или нет.
Источник изображения
Для этого у них есть акустическая линза, которая строит акустическое изображение на акустическом приемнике, так же, как и в аппарате УЗИ. А вот у нас и у летучих мышей никакой акустической линзы нет. А акустическая локация есть. Даже маленькие дети с закрытыми глазами покажут — откуда идёт звук, оборачиваются на звук и находят его.
Торопыжки, кто не проверив сказал, что тут работает разность пути от источника до ушей, не подумали, что одноухий тоже оборачивается на звук и может его найти. А ещё любые из нас могут с закрытыми глазами определить, идет ли звук сверху или от земли, хотя разность хода равна нулю.
Ага! Также и во всём другом. То, что вам рассказывают как самоочевидные истины, — перепроверяйте и отбрасывайте ложные утверждения.
Какой же тогда тут механизм? Найти ответ можно методом нарушения этой функции. Для этого вначале нужно убедиться, что функция локации у вас работает, что вы улавливаете перемещения источника звука вверх—вниз, а затем — воткнуть в уши коротенькие трубочки, и тут-то способность к локации у вас сразу же пропадёт.
Ага! Мало того, что разность ходе ноль, так еще и каких-то два патрубка отняли локацию!
Механизм же крайне прост, и вы с ним живёте каждый день. Все вы хорошо чувствуете варианты фонетического тембра: А-О-У-Ы-И-Л-М-Н. Тембр меняется с изменением формы рупора. А вот если рупор — со сложной асимметричной формой, то в разные стороны от него звук идёт разного тембра. Если же мы будем поворачивать этот источник звука с рупором, то мы ясно услышим изменение этого тембра. И еще одно рассуждение приблизит нас к решению. Если мы будем слушать источник звука через трубки разные формы, мы заметим изменения тембра этого звука. Форма рупора меняет тембр в обе стороны: и когда звук из него исходит, и когда снаружи звук входит в этот рупор и попадает через него к нам в ухо.
Теперь сопоставляем эти два феномена. Наши ушные раковины имеют весьма прихотливую асимметричную форму. И в детстве мы незаметно обучаемся: изменение тембра звука, приходящего с разных направлений, интерпретировать не как собственное изменение тембра, а как перемещение источника звука туда-сюда. Другими словами, когда перед вами есть что-то звучащие, а вы с закрытыми глазами поворачиваетесь налево-направо, вам кажется, что звук к вам идёт то слева, то справа, а на самом деле особым образом меняется тембр этого звука, причём в каждом ухе по-разному.
А что если вылепить из воска большое ухо (ушную раковину), вставить туда микрофон, и записать какую-то звуковую панораму. Может ли такая монофоническая запись, cделанная одним микрофоном, звучать объемно? Да, какой эффект получается. А еще лучше cделать это специальными электронными фильтрами, а звук записывать обычным микрофоном: "как сделать монофонический звук объемным" (видео)