Путешествие в Мексику. #3 Вся правда о календаре Майя
Конец света в 2012 году так и не наступил, однако мы все еще помним как Интернет пестрил картинками майянского календаря. О том, что мы заблуждались, нам стало известно в Антропологическом музее Мехико.
В национальном музее представлена самая большая коллекция артефактов культуры разных районов Мезоамерики. Чтобы внимательно изучить все 23 выставочных холла, понадобиться не один день. Поэтому не буду отдельно останавливаться на экспонатах, к тому же, я более наглядно расскажу об истории мексиканского народа в следующих постах.
Расскажу про самое интересное:
Главный экспонат в музее – это прославившийся во время пиар-кампании конца света "календарь Майя". Однако, здесь он называется Камень Солнца или календарь Ацтеков. Ведь именно они первыми создали этот монумент в своей столице Теночтитлан, а майя впоследтвии взяли за основу и интерпретировали.
Камень Солнца представляет собой огромный базальтовый диск, с вырезанными на нем символами относяшимися к легенде о сотворении ацтеков.
На самом деле, ученые утверждают, что камень вовсе не был календарем, а скорее церемониальным алтарем бога Солнца – Тонатиу. Считается, что именно он изображен в центре круга. Его руки изображены в виде когтей, сжимающих по бокам человеческие сердца, а язык представлен в виде ножа – призыв к жертвоприношению для того, чтобы Солнце продолжало свое движение в небе. Портрет божества замкнут в кольцо с изображениями календарных и космических символов. Внешний круг создают две огненные змеи, которые переносили Тонатиу на небо.
После прихода конкистадоров, столица ацтеков была разрушена, и архиепископ Алонсо де Монтуфар приказал закопать камень, из-за его демонического влияния на местных жителей. И только в 18м веке его вновь обнаружили во время строительных работ на главной площади в Мехико.
Интересно, что изначально камень был покрыт желтой, красной и синей краской. К сожалению, до наших дней окрас не сохранился.
И немного народного юмора за 2012 год :)
Вообще, многие творения культуры древних индейцев умиляют своей комичностью.
А макеты жизни первобытных людей пугают реалистичностью.
Совсем рядом с музеем антропологии находиться музей Современного искусства. В нем представлены картины трех самых известных художников Мексики - Диего Риверы, Давида Альфаро Сикейроса и Хосе Клементе Ороско.
Работа Сикейроса «Любовь матери» меня сразу впечатлила. Тогда я еще не знала, что это картина одного из величайших мексиканских художников, графиков и муралистов.
Именно он украсил социально-культурный обьект под названием «Полифорум». Будучи коммунистом и борцом по натуре, Давид питал большую страсть к муральному творчеству. Он считал, что монументальная живопись должна воздействовать на сознание прохожих.
Когда ему поступил заказ на оформление штаб-квартиры администрации, он собрал большую команду из уже опытных и, еще совсем молодых, мастеров, так как считал, что фрески – это не одиночная работа.
По словам жены автора, Сикьерос считал «Полифорум» своим лучшим творением.
У нас, к сожалению, не было возможности изучить его поближе, но тем, кто планирует отправиться в Мехико, обязательно советую заглянуть внутрь!
Другие посты о Мексике:
Путешествие в Мексику. #1 Самые необычные факты, о которых вы не знали.
Путешествие в Мексику. #2 Инновационная архитектура Мехико