Изобразительное искусство. Инструменты для живописи и каллиграфии
Если Вы читаете эту статью, значит решили открыть для себя таинство инструментов для восточной живописи и каллиграфии, с чем Вас и поздравляю от лица нашей школы.
Образное название инструментов для этого древнего занятия «четыре сокровища»: кисточка, бумага, тушь и тушечница. Эти предметы не случайно считались символами ученого человека, и были необходимы для подготовки к кэцзюй (имперским экзаменам), которые могли дать человеку богатство и славу. Отношение к этим предметам носило ритуальный почтительный характер.
Происхождение термина «четыре сокровища» уходит корнями к эпохе Северных и Южных Династий. Самыми знаменитыми принадлежностями для занятия каллиграфией, в эпоху Южной Тан, считали кисти рода Чжугэ, тушь мастера Ли Тингуя из Хуэйчжоу, тушечницы из Лунвэя и бумага «Зал Чэнсинтан».
Начнем мы с кисти – символа нашей школы. Если посмотреть на всё многообразие инструментов для письма созданных человеком за всю историю, то кисть — это предмет особенный. Именно этому инструменту мы обязаны за неповторимую каллиграфию и уникальный феномен восточной живописи.
Момент появления кисточки на дальнем востоке, уходит далеко в глубину веков. Это по официальным подсчетам - три тысячи лет назад. Но увы, те материалы из которых изготовляли кисточки: натуральный животный волос, который распадается весьма быстро. И потому, сегодня, нам не представляется возможным взглянуть на самые первые кисточки. Однако изучив расписную керамику времен западной Чжоу, на которых изображены кисти, делаем вывод, что они уже тогда имели широкое распространение. А окрестности города Суйчжоу, что в провинции Хубей подарили миру, найденную там, самую раннюю на сегодняшний день сохранившуюся кисточку.
Если у китайца спросить: «кто создал первую кисть для письма?», то он Вам ответит: - «генерал Мэн Тян». Это реальная историческая личность времен династии Цинь. А в поселке Шаньлянь стоит в его честь красивый храм, и считается, что в этом поселке и проживал генерал. Как гласят придания, первая кисточка была создана, когда Мэн Тян подобрал пучок шерсти овцы и закрепил его на ветке бамбука. Археологи по этому поводу улыбаются и говорят, что это только легенда. А поселок Шаньлянь знаменит на весь Китай своими кисточками и назван «столица кистей». Кисти «ху-би», которые там делали, считались весьма дорогим подарком. Они изготавливаются и сегодня по древней технологии.
Кисти можно поделить на три типа:
Из козьей шерсти. Мягкие, они очень хорошо набирают и удерживают в себе воду. Хороши для написания цветов и птиц. Мягкой кистью мы передаем мягкие по своей природе вещи.
Кисточка "Волк" (волчий волос). В действительности такие кисточки изготовляют из собачьей шерсти, а также возможно и из колонка. Китайские кисточки «Волк», но уже дороже, производят из оленьей, барсучьей или кроличьей шерсти. Такие кисточки применяют для написания камней и гор.
Смешанные (хуаньхао) делают смешивая мягкий и жесткий волос. И они, как можно догадаться, сочетают в себе качества первых двух.
Существуют "четыре достоинства" кисти. Это концепция главных требований, озвученная приблизительно в 4 веке н.э. в Поднебесной, с того момента как кисть приобрела знакомый нам вид. Звучат они так:Острый кончик, который необходим для передачи мелких тонких деталей.
Ровная головка, благодаря которой кисточка продолжала оставаться стабильно гладкой и собранной, но оставляла отличный след.
Округлость головки кисти означает свободное движение кисти в разных направлениях.
Прочность, подразумевается, самой кисти, упругость и гибкость волокон и ручки кисти.
Кисть позволяла мастеру выполнять самые разнообразные формы и движения, для выражения внутренней мистерии на бумаге.
В древности было великое многообразие кистей. Для их изготовления применяли шерсти волка, зайца, козы, перья курицы и тонкие травинки.До наших дней, в Китае, есть традиция: отдавать мастеру первые волоски с головы ребенка для создания кисти. Сегодня такие кисти являются лишь сувениром и символом родительских надежд, что будучи старше, и посмотрев на кисть, ребенок будет приобщаться к культуре и из него вырастит ученый грамотный человек.
А вот мастерам-каллиграфам и в наше время производят нефритовые кисти, кисти из ценных пород дерева, драг. металлов (серебра и золота), рогов оленя и фарфора. На сегодняшний день, полностью сделать механизированным само изготовление кисти для каллиграфии нельзя. Часть кисточки продолжают делать ручным трудом.
«Когда работаешь с кистью, то соединяешь Небо и Землю»: - говорили древние мастера. Собрав в себе натуральные компоненты, кисть является продолжением природы, способом выражения её через мастера. Кисть едина с мастером, она как и человек – проводник между Небом и Землей.
В следующих статьях я расскажу Вам про тушь, бумагу и тушечницу.
Взято с моего сайта https://sapphirebrush.com . Заходите, буду Вам рад.