Одесса. Победа смерти над смехом
Какой геноцид страшнее – «современный» или «современно-средневековый»? Вопрос риторический.
Одесса всегда была в нашей культуре и картине мира символом веселья и жизнелюбия, буйного и ароматного смешения всевозможных красок, лиц и характеров. Символом удивительного союза, взаимной любви и помощи человека и моря.
Бывавшего в Одессе и любившего ее, как и вообще Юг России, Александра Сергеевича Пушкина философ Георгий Федотов называл «певцом Империи и Свободы». Так вот Одесса – это город Империи и Свободы, наш русско-советский южный свободный имперский город.
Его не сломили невзгоды Гражданской и Великой Отечественной, не стерли улыбку с его лица (строчка из легендарной песни «ах, Одесса, ты знала много горя» воспринимается сейчас как отсылка к Великой Отечественной, но написаны до нее).
Войны коснулись сотен наших городов, часто не просто коснулись, а стерли с лица земли. Одесса – из тех городов, что стали символом не просто военной, а моральной, душевной победы жизни над смертью.
Она смехом смерть попрала.
2 мая 2014-го улыбка стерлась с лица.
Одесса стала символом совсем других, прямо противоположных вещей. Победы смерти над смехом.
Мы увидели, как в центре европейского города-миллионника в середине второго десятилетия XXI веке был осуществлен натуральный акт геноцида со всеми признаками ритуального убийства.
В 1999 году другой европейский город, Белград, утюжили бомбардировками современные самолеты НАТО.
Здесь же все было почти средневеково, хотя это понятие и довольно расплывчато. Загоняли людей в здание камнями и палками, сжигали, добивали выпрыгнувших из окна.
Какой геноцид страшнее – «современный» или «современно-средневековый»? Вопрос риторический.
Кстати, в Одессе нравы «темных веков» вполне совместились с современными информационными технологиями. Бойню транслировали в Интернете, а затем обсуждали в соцсетях, с радостным улюлюканьем, «демотиваторами» и «мемами» про «жареных колорадов» и «шашлык по-одесски».
Это сочетание двух начал и убийственных нравов двух эпох делает трагедию в Доме Профсоюзов вдвойне страшной и показательной.
И еще к вопросу о юморе. Представители команды КВН «Одесские джентльмены», считавшейся лицом города и раньше очень востребованной в России, горячо одобрили массовое убийство.
«Какая-то горстка отщепенцев ходила по Куликову полю, размахивала чужими флагами… 2 мая в Одессе было инспирировано, заранее продумано. Там были какие-то люди из Приднестровья, засланные казачки, которые залезли на крышу Дома профсоюзов…Мы с друзьями-бизнесменами, у которых в Одессе всё, которые никуда из Одессы уезжать не собираются, сказали, что возьмем по ружью и пойдем защищать родной город. Я мог уехать давно и много раз, но если я на сегодняшний день живу в Одессе, буду ее защищать. Так же думает подавляющее большинство одесситов», - заявил прессе капитан команды Олег Филимонов, которого наверняка хорошо помнят российские зрители по тому же КВН и передаче «Джентльмен шоу».
Вот вам и смех. Побежденный и с гадкой ухмылкой осмеянный смертью.
А Филимонов и его коллега и политический единомышленник Яков Гопп через какое-то время собирались как ни в чем не бывало дать концерт в «Русском доме науки и культуры в Берлине», существующем при поддержке российского посольстве в Германии и Россострудничества.
К счастью, у организаторов хватило ума в последний момент отменить кощунственное мероприятие. В первую очередь из-за давления одесской диаспоры и особенно ее лидера, активиста Олега Музыки, прикладывающего все силы, чтобы донести до Европы правду о 02.05.2014.
Еще одним жутким моментом была не государственная, а «общественная» организация одесской Хатыни.
«Неравнодушные граждане Украины» и полувоенные-полубандистские формирования были накачаны идеологией, ставшей после победы майдана фактически государственной. Обеспечены невмешательством в их дела правоохранительных органов, а то и вообще их опекой. Накрыты куполом юридического непреследования, сохраняющегося, несмотря на громкие слова о необходимости расследования и какие-то вялые телодвижения, уже при втором украинском послемайданном президенте.
Это очень напомнило один из самых страшных геноцидов современности – руандийский. Элиты народа хуту так настроили соплеменников против народа тутси, что после сигнальной ракеты – гибели президента-хуту Жювеналя Хабьяриманы – полиция и военно-силовые структуры скорее помогали и сопровождали геноцид. Остальное делали «неравнодушные» простолюдины, распропагандированные одиозно-знаменитым «Радио тысячи холмов», в передачах которого тутси для их расчеловечивания называли…«тараканами».
Поразительное сходство с «колорадами», не правда ли?
Еще одна параллель в том, что в Руанде, как затем в Одессе и Донбассе, убийц и убитых различали больше социальные и культурные признаки, чем генетика и внешность. Одни украинские граждане убивали других (сказки про «десант бандитов из Приднестровья и РФ» это сказки и есть).
За то, что они хотели говорить, жить и думать иначе.
Руандийский геноцид был одним из очень немногих случаев, когда так называемая «гуманитарная интервенция» со стороны так называемого «международного сообщества» была стопроцентно оправданной. Но «международное сообщество» преступно долго думало, подбивая баланс выгоды и убытков. Когда же все-таки уже почти на самом финише вмешалось – сделало это столь топорно, противоречиво и сомнительно, что, например, Францию сами руандийцы до сих пор считают скорее пособницей убийц, чем защитницей жертв или хотя бы нейтральной буферной стороной.
Вот и в 2014 году «международное сообщество», а конкретно США и Европа, могли вмешаться разве что на стороне убийц. Собственно, в украинском вопросе они так и делали, разве что без ввода «миротворцев» для усиления погромщиков.
Утонченные европейские либеральные политики и ораторы порой сквозь зубы признавали, что на Юго-Востоке страны победившей «гидности» происходят некоторые перегибы, но на этом признании и останавливались.
Немногим больше сочувствия было у рядовых европейцев. Летом 2014 года я общался на отдыхе в Турции с двумя немолодыми немецкими фрау. Разговор сам собой зашел про Украину, Донбасс, Одессу. Они дипломатично вздыхали и говорили, что все это печально и неприятно. И было видно, что им, наверное, действительно неприятно…примерно так же, как двадцатью годами ранее при новостях из Руанды. Чуть неприятнее, конечно, не несравнимо с разницей в расстояниях между Германией и Руандой и Германией и Украиной.
Неравнодушные люди, особенно уже упомянутый Олег Музыка, до сих пор из кожи вон лезут для сокращения этой эмоциональной дистанции. Кое-что получается, но слишком многого, перелома объективно не получится.
Это не хорошо и не плохо, так есть и так будет. Это наша беда и боль.
Вмешиваться должна была Россия. Не вмешалась, хотя на индивидуальном уровне именно 2 мая дало особый толчок приезду добровольцев в Донбасс.
Поэтому горе, боль, кровь и пепел Одессы до сих пор с нами и отчасти на нас. И стряхнуть с себя этот тяжкий груз, отпраздновать победу жизни и смеха над смертью мы сможем лишь тогда, когда будут наказаны виновники и организаторы одесской Хатыни.
И, главное, когда будут загнаны в клетку идеи, приведшие к этой и донбасской крови. Общей с нами и родной для нас.
Станислав Смагин
https://sevastopol.su/news/odessa-pobeda-smerti-nad-smehom