Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
forpost
4 года назад
церковь

Раскольники в РПЦ: кризис веры или радикализация православия?

Известный религиовед объяснил, за что Ксения Собчак получит благодарность от церкви.
изображение.png

Русская православная церковь за последний месяц оказалась в центре нескольких скандалов.

Находящийся под церковным судом схиигумен Сергий, по сообщениям ряда СМИ, захватил Среднеуральский женский монастырь (Свердловская область), который он основал. Позже на его территории были избиты журналисты из съёмочной группы Ксении Собчак.

Отличился и патриарх Кирилл, который поздравил жителей нашей страны с 22 июня — началом Великой Отечественной войны.

Некоторые верующие были обескуражены происходящими событиями и заявили об отсутствии святости в РПЦ.

Шарик с мордочкой поросёнка

Автор официального учебника по основам православной культуры Андрей Кураев не видит причин для паники. Кризиса веры нет, уверен он. Поэтому скандал с Ксений Собчак и «странное» поздравление патриарха Кирилла никак не повлияли на имидж РПЦ.

«Сегодня на наших глазах вершится новая религиозная история. Возникают расколы, течения, секты. Такие проблемы были раньше, ничего необычного нет», — выразил своё мнение ForPost Кураев.

Он не стал акцентировать внимание на скандале с Ксенией Собчак, так как считает, что с обеих сторон находятся мастера пиара. Каждый из этой истории извлёк свою выгоду.

Кураев объяснил, почему ситуация в Среднеуральском монастыре шокировала некоторых верующих.

Для понимания сути происходящего нужно представить воздушный шарик, на котором нарисована мордочка поросёнка. Чем больше надуваешь шарик, тем более заметным становится рисунок.

Церковную жизнь можно сравнить с таким шариком. В советские времена он находился в сдутом состоянии. Проблемы и болячки РПЦ не были заметны. Когда религия стала массовой и этот условный шарик раздулся, верующие увидели изъяны и пробелы в православии, где есть место всему, как и в реальной жизни.

Так было всегда

Известный российский судебный эксперт-религиовед, член Русского религиоведческого общества при МГУ Игорь Иванишко отметил, что события, по которым некоторые граждане могут сделать однозначный вывод о том, что начались кризисные явления в церкви, происходят регулярно.

Если проанализировать каждый век развития христианства в России, то не найдётся ни одного десятилетия, не говоря уже о столетии, где было бы спокойно. Всегда были инциденты, которые можно в определённом ракурсе истолковать как упадок веры, вероотступничество, отток людей из храмов.

«Часть церковных историков вообще указывает на то, что развитие церкви с самого момента её создания — это постоянный, текущий кризис, который не заканчивается. Церковь не находится в покое, в статическом состоянии. У церковных и внецерковных людей всегда есть повод критиковать церковную иерархию, говорить об истощении ресурсов церкви и о многом другом. Поэтому высказывания о том, что именно сейчас РПЦ переживает опасный кризис, не совсем верные», — выразил свою точку зрения ForPost Иванишко.

Он отметил, что на данный момент определённые отношения обострены из-за появления так называемого параллельного православия, псевдоправославных групп, которые приковывают к себе внимание общественности.

С их слов, патриарх является главным отступником, а истинной святостью обладают только они. Таких псевдоправославных сектантских групп на территории России сейчас более 80.

СМИ создают картинку, по которой можно судить, что церковь больше не восстановится, что наступил её закат. Однако это не так.

Что касается обвинений в отсутствии в настоящий момент святости в РПЦ, то, по словам Иванишко, нет такой методики и прибора в стране, с помощью которого можно было бы измерить этот показатель.

«Поэтому мне странно слышать, когда некоторые эксперты в области социологии и философии религии утверждают, что происходит отток святости из церкви. Мне хочется спросить: а какой инструментарий вы использовали, чтобы замерить эту святость? С точки зрения Священного писания у каждого христианина есть своя индивидуальная святость, каждый за себя даст ответ на Страшном суде. Общей, одной на всех коллективной святости нет. Библией и церковным преданием это отрицается», — уточнил Иванишко.

Он напомнил, что в христианском богословии указаны две церкви: небесная, святая, торжествующая, и земная, воинствующая. В последней есть пороки, грехи предстоятелей церквей и священнослужителей, дух стяжательства.

Поэтому верующих людей не должен смущать тот факт, что личная святость некоторых людей, облечённых духовным саном, может вовсе отсутствовать. Некоторые священники обогащаются за счёт церкви и своими действиями и проповедями часто её дискредитируют. Но пороки и грехи отдельных людей не могут уничтожить православную веру.

История раскольничества на Урале

Иванишко также объяснил ситуацию, которая происходит на территории Среднеуральского женского монастыря.

Он сейчас вышел из-под юрисдикции РПЦ, насельники монастыря не подчиняются церковным решениям и готовы силой защищать свою территорию. Сообщество, находящееся в монастыре, представляет собой псевдоправославную секту во главе со лжестарцем схиигуменом Сергием Романовым, бывшим сотрудником правоохранительных органов, дважды судимым за тяжкие преступления.

Последние 10 лет различные эксперты указывали на то, что в данном монастыре действует настоящая секта под прикрытием православия.

С ней пытались бороться на уровне епархии, но не совсем активно. Поэтому сейчас митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла критикуют за то, что он позволил разрастись секте, члены которой утверждают, что Иосиф Сталин и Григорий Распутин достойны почитания, а президент Владимир Путин — представитель жидомасонства.

Подвергались насилию и дети, проживавшие в приюте на территории монастыря. Их избивали уголовники, которых собрал вокруг себя схиигумен Сергий.

По мнению Иванишко, женский монастырь сейчас напоминает сборище околоцерковных маргиналов и уголовников. Сейчас там больше мужчин, чем женщин-послушниц. Были попытки расследовать преступления против детей, но они по разным причинам тормозились.

Поэтому Ксения Собчак, уверен религиовед, стала неким катализатором, помогла вскрыть этот гнойник.

«Хотела ли она провокации? Да, хотела. Предполагала ли она, что будет предпринято к ней насилие? Конечно. Просто не представляла, что в такой форме. В результате этой провокации стали разбираться: а что же происходит в монастыре на самом деле? Ситуацию уже примирить не получится. Действия Ксении Собчак принесли больше пользы, чем вреда. Она привлекла к этой проблеме внимание. Церковь в итоге может даже поблагодарить её за то, что она продемонстрировала, что адепты схиигумена Сергия Романова — это раскольники, махровый еретический сгусток, сборище людей, долго прикрывавшихся верой ради наживы и для достижения замыслов их гуру», — отметил Иванишко.

Церковь разберётся

Журналист, публицист, теоретик атеизма Анатолий Вассерман считает, что в РПЦ наметился кризис. Такой вывод он сделал по священникам, которые ведут себя агрессивно по отношению к людям с иной точкой зрения. Иногда словесная перепалка переходит в рукоприкладство, что и произошло с Ксенией Собчак.

«Появление таких священнослужителей указывает на серьёзный внутрицерковный кризис. Нападают в основном те, кто не видит способов состыковать духовное учение с меняющимися обстоятельствами жизни. Поэтому они пытаются отказать другим в самой возможности такого согласования. Такие люди бывают в церкви всегда. Рано или поздно РПЦ находит способ согласования старого учения с новыми обстоятельствами. Поэтому товарищи, считающие нападение лучшим способом защиты, проигрывают», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Вассерман.

Автор официального учебника по основам православной культуры Андрей Кураев отметил, что священники веками проходили через множество испытаний, но не проявляли агрессии к людям с иной точкой зрения. Он подчеркнул, что в советские времена у представителей церкви было очень много возможностей оскорбиться, но верующие люди этого не делали. Они не демонстрировали своё недовольство обществу. Кураев отметил, что ситуация изменилась в 2012 году, когда патриарх Кирилл дал священнослужителям «отмашку на ненависть».

«Давайте обижаться, давайте будем мстить. Я считаю, что это личный грех патриарха», — выразил мнение Кураев.

Предстоятель говорит

Клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) уверен, что многие спорные действия патриарха Кирилла никак негативно не отражаются на имидже церкви. К таким казусам не относится и последнее выступление предстоятеля РПЦ, в ходе которого он поздравил россиян с началом Великой Отечественной войны.

«Что значит поздравил? Поздравить — это не значит выпить стакан водки. Это означает пожелать здоровья людям в силу какого-то события. Совсем не значит, что это событие радостное, но оно важное, фундаментальное, принципиальное для страны, истории церкви. Память о войне выходит на поверхность в русском сознании, поэтому патриарх знал, что говорил», — уточнил иеромонах.

Журналист Анатолий Вассерман считает, что патриарх Кирилл оговорился, произнося речь 22 июня. По его мнению, патриарх хотел акцентировать внимание на том, что удар, призванный нас поголовно уничтожить, Красная Армия отразила.

«Конечно, такое поздравление можно трактовать по-разному. Но, скорее всего, патриарх просто выразился неудачно. Хорошие ораторы иногда тоже запинаются», — выразил своё мнение Вассерман.

Известный российский судебный эксперт-религиовед, член Русского религиоведческого общества при МГУ Игорь Иванишко отметил, что речь патриарха в основном осудили ресурсы, которые не солидарны с предстоятелем православной церкви и часто критикуют любые действия патриарха. Представители данного медиасообщества предлагают верующим людям подать иск в отношении патриарха Кирилла за оскорбление чувств верующих.

Церковная среда не возмутилась из-за того, что празднование не всегда означает участие в радостном событии или развлекательном мероприятии. В христианском богословии понятие «празднование» наделяется иным смыслом.

Старославянское слово «праздень» означает день, не занятый делами, свободный от работы. В православии праздник имеет сакральное значение, а все события, в том числе и трагические для церкви, празднуются.

«Праздник — это день, свободный от дел, предназначенный для особого почитания, и не всегда означает радостное времяпрепровождение, которое понимают обычные светские люди, далёкие от церковных традиций. Поэтому эти люди порой не понимают, как церковь может праздновать смерть, например, Успение Пресвятой Богородицы или Усекновение главы Иоанна Предтечи», — объяснил Иванишко.

Поэтому патриарх, говоря о праздновании начала Великой Отечественной войны, использовал для себя обычный язык христианского богословия. Кроме того, патриарх отметил, что с момента вторжения на территорию СССР немецких войск началось падение нацизма, начался конец самой кровопролитной войны в мире. 22 июня, как и 9 мая, являются праздниками со слезами на глазах.

«Поэтому в этом контексте указание патриархом на празднование данного дня памяти и скорби вполне уместно», — резюмировал Иванишко.

Читайте также: Патриарх Кирилл попросил отсрочку по коммуналке из-за коронавируса

Роберт Вочовский
https://sevastopol.su/news/raskolniki-v-rpc-krizis-very-ili-radikalizaciya-pravoslaviya

церковьобществофорпостсевастопольновости
2
6.288 GOLOS
На Golos с September 2019
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые