Всемирный потоп как танец фракталов
Любознательным человеком был Леонардо да Винчи. Он мог часами, в неподвижности наблюдать за человеком в действии (да хоть бы и в бездействии), подмечая работу мышц, мимику лица, складки одежды и проч. С таким же усердием и увлеченностью наблюдал он и за явлениями природы, запоминая детали, особенности и т.д.
Автопортрет
Современники замечали, что Леонардо чрезвычайно интересовали водные потоки. Он завороженно смотрел на них и думал, думал, думал… В результате своих дотошных наблюдений он пришел к научному открытию – частицам воды в волне не свойственно перемещаться по горизонтали:
Это высказывание Леонардо да Винчи позже будут цитировать все учебники по физике в XIX веке, когда сформируются начала волновой теории.
Понятное дело, что художник не остановился на этом, а размышлял, как плоды своего открытия можно приблизить к искусству. И надумал. В последние годы жизни он создает серию рисунков на тему Всемирного потопа. Он изображает мощь катастрофы, могущество водных потоков, силу ветров, разрушаемые стихией скалы, башни, дома, деревья… Все исчезает в страшных водоворотах.
Всемирный потоп. 1517–1518 гг.
В записях, которые вел да Винчи, много упоминаний и размышлений о Великом потопе. Некоторые носят чисто описательный характер, другие исполнены волнующей поэзии, третьи можно назвать научно-исследовательскими в том плане, что он поднимает в них проблемы вихревого движения воды в водовороте, рассчитывает его траекторию и мощность.
Современные исследователи уверенно относят фрагменты «Великого потопа» к фрактальной живописи. Логично, если учесть, что фрактал есть суть математического множества, обладающего образом самоподобия, т.е. можно взять любую его часть и он окажется подобна множеству в целом. Рисунки Леонардо на тему потопа искусствоведами, неравнодушными к точным наукам, названы «танцами фракталов».
Любопытно вот что. Сам Леонардо выражал сомнение в том, что Великий потоп вообще имел место быть. За основу такой гипотезы он брал собственное изучение горных пород с остатками моллюсков и кораллов и учитывал законы движения водных потоков. Правда, свои сомнения он не придал огласке, предвидя реакцию. (А спустя почти 300 лет, его открытие, кстати, явилось основой принципов в таких направлениях, как стратиграфия и геологическое картирование).
Искусство и исследовательскую деятельность Леонардо считал взаимодополняющими моментами непрерывного стремления к наблюдению и фиксации внешнего вида и внутреннего устройства мира. Есть все основания утверждать, что он – первый среди великих ученых, чьи научные изыскания и эксперименты были бы дополнены деятельностью в искусстве.
Пост подготовила @bovary для сообщества Fractal
Дизайн: @dasarts