Рецензия на Need for Speed: Payback
Последний месяц выдался богатым не на хорошие игры, а на хорошие скандалы. К сожалению, индустрия видеоигр не может обойтись без громких сенсаций, и на этот раз виновником массового недовольства стала, что не удивительно, компания EA. Долгое время считавшаяся худшей компанией США по опросам, она вернула себе этот титул и вызвала настоящий апокалипсис шутером Star Wars Battlefront II. На фоне массовых криков почему-то вообще никто не заметил релиз довольно большой игры знаменитой серии Need for Speed.
Релиз этот важен по многим причинам. Например, это первая игра серии за два года. Это редчайший представитель аркадных гонок во времена, когда всем, кажется, правят реалистичные автосимуляторы – недавно наш портал как раз внимательно рассмотрел Gran Turismo Sport. Но как бы хороша ни была реалистичная игра, порой просто хочется диких скоростей, аварий, взрывов и просто драйва, который могут обеспечить только грамотные аркады. Need for Speed: Payback кажется идеальным кандидатом для новой дозы нефильтрованного фана от уличных гонок.
Но что-то пошло не так.
Наверное, следовало этого ожидать. В конце концов, ни одна из игр, выпущенных студией Ghost Games (которая переняла франшизу после того, как ей перестала заниматься Criterion), не была откровенно успешной, хотя мнения чаще всего разделялись. Но Need for Speed: Payback мнения вряд ли разделит. Игра получилась, скажем, не самой лучшей. Но обо всём по порядку.
Need for Speed рассказывает историю трёх гонщиков. История здесь важна – так писали сами разработчики, которые явно вдохновлялись последними похождениями Доминика Туррето из серии «Форсажей». Персонажей три, но реальное значение имеет один – Тайлер. Он является нашим протагонистом. Гонщик-вундеркинд, который слёту способен обогнать любого, он решил угнать особо мощный автомобиль, но афера не срабатывает из-за предательства. Теперь ему предстоит отомстить своей обидчице, а для этого, разумеется, ему нужно очень много гонять.
Сюжет в игре откровенно слабый, но чего можно было ждать от гоночной игры? Это как платформер, и ругать за историю игру просто бессмысленно. Всё тут ожидаемо, всё знакомо и избито. О героях тоже много не скажешь – все они выделяются только своим умением, и особо не запоминаются. Это лучше, чем то, что было в ребуте 2015 года, но всё равно довольно нелепо. Диалоги слушать сложно, особенно учитывая, что одну и те же фразу слышишь по десятку раз, если приходится повторять гонки. В общем, я бы поставил низкую оценку за сюжет если бы он, опять же, имел значение.
В основном в Need for Speed: Payback вы будете гонять по большому открытому миру в надежде повысить свою репутацию и добраться, наконец, до госпожи Наварро, которая вас так обидела. Мир открытый, как уже давно принято в серии, но похвалить его особо я не могу. Дело в том, что он… никакой. Вот никакой. Вроде и все элементы на месте – вот и мегаполис, вот пустыни с каньонами – а нет ничего, что выделяло бы игру, делало запоминающейся. Помните Сан-Франциско из Driver: San Francisco? Тот город кипел жизнью, на дорогах было полно машин, была какая-то атмосфера. В Need for Speed: Payback нас встречают декорации к кино.
Совершенно чётко видно, что это не живой мир, куда поместили игрока, а искусственный мир, созданный с одной целью – быть одной большой трассой. Ну ладно, я могу простить и это. Всё равно главное – это гонки, это чувство дороги и просто, опять же, драйв.
Открытый мир в подобных играх мне всегда импонировал благодаря свободе передвижения. Когда за мной гонится целый флот легавых, я всегда люблю находить ловкий способ от них скрыться. Тёмная аллея или смертельный прыжок с моста – я люблю экспериментировать, и многие игры позволили мне поиграться в подобные догонялки – от Need for Speed: Most Wanted до Watch Dogs. И в Need for Speed: Payback есть полицейские погони, так что хотя бы это оправдывает мир, да? Нет.
Пусть в Need for Speed: Payback и есть полицейские, это ничего не меняет. Дело в том, что все погони с ними очень редкие, и в основном обусловлены сюжетом. Что бы вы ни делали в открытом мире сами по себе, им всё равно – они никак не реагируют, их вообще нет. Случайных погонь не будет. Мир, как я уже сказал, мёртвый.
Те же погони, которые случаются, никак не используют преимущества открытого мира, поскольку маршрут вашей машины предопределён заранее. У вас есть серия чекпоинтов и время, за которое надо успеть их преодолеть. Ни шага налево, ни шага направо. Ситуацию немного спасают сами полицейские, которые в Need for Speed: Payback ну очень агрессивные – настоящие маньяки. Они таранят вашу машину и готовы пожертвовать собой, лишь бы остановить преступника. По этой причине эти погони всё-таки довольно увлекательны, но их краткость и неизобретательность всё равно убивают весь потенциал.
В Need for Speed: Payback не просто так три персонажа – три этих героя ровняются минимум трём машинам, на которых вы можете гонять. От персонажа зависит тип гонки, в котором вы можете участвовать. Тайлер, например, не умеет дрифтить и не любит бездорожье – это по части Мака.
С одной стороны, звучит любопытно. Но дело в том, что в игре эта система откровенно не работает. Это связано с главной проблемой, которую мы ещё даже не затрагивали. Беда заключается в том, что у каждой гонки есть минимальный уровень. То есть ваша машина уровня 20, а гонка – 30, то принимать участие в ней даже не имеет смысла. Можете попробовать, но компьютер обойдёт вас без проблем. Для того, чтобы уровень машины рос, нужно постоянно апгрейдить её. Делается это не при помощи репутации, не при помощи деталей иди модификаций, а при помощи… карт.
После каждой существенной гонки, если занять хорошее место, можно получить три случайные карты. Выбирайте одну, и получайте случайный перк. Только вот перк может быть как хороший, так и плохой. То есть после победы в гонке вы можете получить награду, которая делает вашу машину хуже.
И от такой системы и зависит, как быстро вы сможете вернуться в бой. То есть быстренько пройти всё не получится. Игра требует, жаждет того, чтобы игрок пустился в гринд. Или, что ещё хуже, заплатил за хорошие карты. Тут-то мы и подошли к самой сути игры. Как и Battlefront II, она основана на микротранзакциях. Она даёт возможность играть без них, но для этого игроку предлагается заняться бессмысленной ездой по миру и тупыми однообразными заданиями. Вам может повезти, и выпадет хорошая карта, но многим реально пришлось тратить часы между уровнями.
Меня же какой-то чёрт дёрнул купить новую машину. Я не был доволен тем, что мне дали на старте, и хотел что-нибудь с характером. Потратив все деньги на «Бьюик», я понял, что он не только совершенно неспособен противостоять соперникам в гонках, но и лишил меня всех сбережений. Теперь мне нужно было либо гриндить, либо платить. Такая вот система.
А теперь вспомним, что машин у вас должно быть несколько – около пяти – и становится понятно, насколько ужасна эта система. Она не только основана на жадности и практически вынуждает игроков платить, но и напрочь убивает самое важное – элемент фана. После пары попыток я потерял всякое желание пробовать что-то выиграть. Я так затосковал, что уже стал с грустью вспоминать более достойные игры прошлого – от Burnout до хотя Need for Speed: Most Wanted 2012 года.
Если вы любите машины и хотите покопаться в виртуальном капоте, то забудьте – в Need for Speed: Payback ничего такого нет. Здесь есть гараж, но в нём нет деталей – всё делают карты. Это очень примитивная система, которая совершенно неуместна в гоночной игре.
Что же касается кастомизации внешней, то ситуация получше – намного получше. Игрок волен разукрашивать свой автомобиль, как ему угодно. Покрасьте машину в розовый или зелёный, добавьте десяток наклеек и логотипов – и вперёд, показывайте миру. Фанаты давно хотели, чтобы в Need for Speed: Payback вернулась кастомизация, и это наконец случилось в последних частях. Ghost Games явно не ленятся прорабатывать этот аспект. Так что да, это определённый плюс. Жаль, толком похвастаться своим творением в Сети не получится. И, опять же, удачи с покупкой хороших автомобилей.
Другой важнейший плюс – управление. Это спорный момент, поскольку я читал самые противоречивые мнения на этот счёт. Кто-то пишет, что управлять в Need for Speed: Payback невозможно – мол, машины парят над дорогой и не похожи на машины вовсе. Вот тут я буду спорить и ругаться, поскольку уж что-что, а машины в игре более чем достойные. Почему спорят, понятно – это всё дело вкуса. Кто-то любит реализм, кто-то аркаду, а кто-то умную смесь того и другого. Я же люблю, чтобы было аркадно – легко в освоении и драйвово. И Need for Speed: Payback даёт мне то, что я хотел. Управление не идеальное, но более чем достойное. Особое внимание уделено дрифтингу, который стал проще для новичков, хоть и всё равно требует определённого понимания.
Благодаря этому получается игра, где можно действительно наслаждаться ездой. Резкие повороты, опасные склоны – всё требует только времени и опыта. Ну и главное, тут чувствуешь скорость.
То, что я описываю, может показаться вам совершенной неправдой – но это суть любой подобной игры. Каждый считает идеалом что-то своё.
Кстати, об ощущениях. Need for Speed: Payback вышла в 2017, и должна хвастаться самой передовой графикой, но почему-то этого тут не произошло. Скажу честно, я давно уже не играл в игры подобного плана, и ждал от новой части серии определённого откровения. Увы, я был искренне разочарован тем, что увидел. Я ждал, что в гонках на таком движке будет и чёткость, и насыщенность света, и просто фотореалистичные автомобили. Но на деле с графикой серьёзные проблемы, хоть и это, тоже, является спорным вопросом. Я знаю многих, кто считает, что Need for Speed: Payback изумительно красива.
Я не отношусь к тем, кто любит придираться к графике, считать пиксели и измерять спидометром количество кадров в секунду, однако я совсем недавно поиграл в Gran Turismo Sport, где получил именно тот уровень графики, который ждал от нынешнего поколения. И пусть та игра исключительно ограничена по масштабам, от Need for Speed: Payback я ждал большего. Вместо этого игра показалась мне какой-то… грязной, нечёткой, размытой. Окружающий мир смотрится неплохо, машины тоже в порядке, но совершенно нет ощущения этакого «некстгена», как раньше говорили.
Это относится и к системе повреждений, которая тут тоже совершенно плохая. На протяжении многих гонок я, как полагается мастеру гонщику моего калибра, врезался не в одно дерево, но к финишу всё равно пришёл в целой машине практически без царапин. Это как возможно? Я помню, как в старых аркадах ещё на PlayStation 3 мои машины буквально разваливались до финиша. Я гневался, но признавал, что это справедливо – такие побои переживёт разве что танк. В Need for Speed: Payback же машины сделаны из какого-то инопланетного сплава, и переживают любую стычку. Может, мне везло. Может, я такой невнимательный. Как я уже писал, графика такая невнятная, что и не поймёшь, что не так с машиной. Система повреждений есть, но она совершенно меня не устраивает.
И это я ещё не говорил о другой большой проблеме Need for Speed: Payback – визуальных багах. Дело в том, что на всех платформах бывает так, что игра напрочь отказывается загружать текстуры, в результате чего после включения игры приходится ждать минуту, а то и больше, прежде чем мир перестанет щеголять голыми полигонами. Машины и здания смотрятся прямо как на консолях из девяностых. Не смертельно, конечно, но показательно: проблемы с подгрузкой текстур я практически никогда не встречал на PS4.
Визуально игра получает троечку. Со звуком всё получше. Машины звучат громко и характерно, и слушать их приятно. Когда несёшься по дороге, чувствуешь и ветер, и ощущаешь, как мимо тебя пролетают встречные машины. Во многом звук работает, потому что в компании умело используют окружающее звучание, которое придаёт игре реалистичности. Это приятно, что аспект не оставили в стороне. Музыка, с другой стороны, меня разочаровала. Современные композиции, рэп и хип-хоп – тут смесь всего, чтобы угодить всем, но я долго слушать это не стал. Если уж делаешь музыкальное сопровождение, но не поленись добавить полноценное радио или возможность выбирать любимый жанр. Ещё лучше было бы вернуть способность добавлять свои вещи, как это когда-то было можно на PS3.
Вердикт
Need for Speed: Payback – игра с большими проблемами. Самое обидное, что большинство из них можно было бы простить, если бы главная беда не портила совершенно всё остальное. Скучный мир, невзрачная графика, дурацкие полицейские погони – всё это было бы прощено, если бы не проклятые карты. Карты, лутбоксы, сундучки – они просочились в каждую AAA-игру. Это беда, которая грозит серьёзным крахом индустрии. Люди терпят, но их терпение становится всё меньше.
Грустно, но стоит признать, что когда-то славная серия, известная смелым подходом и постоянными экспериментами, превратилась в дойную корову неталантливой студии, неспособной создать игру с оригинальной идеей или просто сильным стержнем. Возможно, дело и не в студии вовсе, а в EA, которая наказывает вводить микротранзакции вновь и вновь. Сказать сложно. Два года – это достаточно, чтобы создать качественную игру такого жанра. Но перед нами нечто, что в разы хуже уже классических игр многолетней давности. Очень жаль осознавать, что вот так вот кончают такие франшизы.