Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
gernish
4 года назад
golos

В тени вековых елей

Захожу в полуподвальное помещение с группой людей, за нами по лестнице бежит женщина средних лет в повязанном на голове платке.

Освещёно пространство плохо, по-больничному белые лампы своим светом метят с потолка крестильную купель и иконостас, но мы тут не для того чтобы совершать религиозные таинства.
Мы тут чтобы посмотреть на два бывших столичных морга и один крематорий.

Я прекрасно понимаю что первые два абзаца этого текста смотрятся просто "потрясающе", рисуя перед глазами читателя совершенно абсурдную, невозможную (ага-ага) картину.
Но это вполне реальное место, находящееся в относительной близости от центра Москвы. А ещё тут недалеко психоневрологический диспансер, да и стоит здание в самом сердце кладбища. Короче соседство тут классное, жаловаться особо не на что, да и некому.

Догнавшая нашего "предводителя" женщина в крайне энергичной манере извещает нас о том, что "мы больше не благословляем тут экскурсии". Начинаются лёгкие философские споры об этике и морали, а когда настойчивая женщина уходит, кто-то из знающих ситуацию говорит что с входящих хотели брать по сто рублей за проход. Мы же тут стоим бесплатно. Такие дела.

Не знаю насколько все это правда, но для того чтобы "выпасть" вашему автору вполне хватило первой фразы о "благословении экскурсии".
Давайте сразу проясним - я могу понять присказку о том что не нужно лезть в чужой монастырь со своим уставом. И да, мы технически стоим на околомонастырской земле.
Но тут причина посещения исключительно образовательная, плюс, по факту, этот небольшой этаж является нашей главной целью.

Пока Герн постепенно отходит после решения сложных задач времен феодалов и традиционных обществ, экскурсовод показывает нам фотографии. В здании на них угадываются черты храма в который мы зашли, пускай и с небольшой натяжкой. На фото он черно-белый, а не розовый и вместо колокольни у него похожая на зиккурат конструкция трубы.
Все-таки в советской архитектуре 20-30ых было нечто впечатляющее. Какую бы по итогу страшную цель она не преследовала.

Дальше идут фотографии убранных РПЦ двадцать лет назад печей, мелькает уверенная морда первого директора этого места, человека с биографией Остапа Бендера. Посудите сами - постоянно переобувающийся дворянин, воевавший за Деникина, сваливший в Европу после революции, начавший работать на НКВД, а после вернувшийся в СССР и успешно " вшитый" в систему.

Правда судьба у этого персонажа в итоге была куда жестче, чем у афериста Остапа - того хотя бы просто лишили имущества, а не наградили пулей в затылок в качестве награды за хорошую работу.
Хотя для такой сюрреалистичной жизни конец вполне себе закономерный. Потому что танцы с огнём всегда кончаются плохо. Особенно если огонь горит в каких-нибудь тридцатых, где-нибудь в СССР.

-А тут начальник Мосгоркома смотрит в будущее- экскурсовод улыбается показывая фото мужчины с любопытством смотрящего через глазок в дверце прямо внутрь печи - его потом осудят и он тоже тут окажется.
Значительная часть присутствующих начинает смеяться, но меня хватает только на ухмылку.
Просто потому что уровень иронии зашкаливает, несмотря на максимально яркую демонстрацию низкой ценности человеческой жизни. В какой-то момент после повторения нескольких таких историй по спине у Герна пробегает неприятный холодок.

Вообще местная территория буквально пропитана злорадством. Фавориты, палачи, предатели, поэты и просто жертвы системы перемешиваются здесь в пугающей, безумной картине, разделённой на три ямы с невостребованным прахом. Будто намеренно подчеркивая природу и "характер" этого места, одна из них была сделана на месте бывшего колодца канализации.

Подходя к скромной клумбочке с воткнутыми в нее табличками с именами уничтоженных тут людей, ты начинаешь еще больше понимать масштаб происходившей здесь "жатвы". Тухачевский, Мейерхольд, Власов, Ежов - проще перечислить тех, кого здесь точно быть не может.

Но при этом здесь царит невероятное спокойствие.
И кладбище уже не кажется таким мрачным - ты будто бродишь по лабиринту древнего замка, любуясь высокими елками, стоящими прямо посреди аллей.
Люди с вычурными фамилиями, потомки которых бродят по всему миру - здесь можно найти представителей самых разных стран и народов.
Честно говоря, я так и не понял как прошло три с половиной часа, но уходить оттуда мне очень не хотелось.

Почему? Наверное из-за ощущения прикосновения к истории и какого-то пульсирующего, мрачного очарования, исходящего от местных пейзажей, каким-то образом уживающихся с вечно шумным городом прямо за кладбищенской стеной.
В любом случае я все еще думаю о том, чтобы вернуться туда и посмотреть, изучить и прочувствовать историю этого крайне необычного места.

"And I'm exactly where I wanna be
But I'm a long way from home"

Оставайтесь холодны и культурны,
Ваш Герн

golosvox-populiголосблоггулагмоскваисториямемориал
4
441.233 GOLOS
На Golos с October 2018
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые