Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
get
8 лет назад

Playlist. Музыка, которую должен услышать каждый. #1 (Футуризм, Конкретная музыка)

Это первый выпуск журнала о музыке, который должен услышать каждый #playlist

Интересуетесь экспериментальной музыкой? В этом посте я хочу рассказать вам о некоторых музыкальных альбомах экспериментального направления ХХ века, повлиявшие на развитие мировой музыкальной культуры, о которых должен знать каждый меломан.

Предпосылки

Попытки изменить существующие музыкальные нормы существовали всегда, и были неразрывно связаны с идеями новаторства или радикальными настроениями музыкантов и художников, желавшими разорвать границы устоявшихся традиционных форм музыки.

В начале двадцатого века, закономерно с формированием индустриального общества, в развитых странах, появляется культурная необходимость отразить резко изменившийся образ жизни и обратить своё внимания к будущему. Развивается целое авангардное направление поэтов, музыкантов, художников, исследующих принципиально новые формы искусств и отвергающих устоявшиеся культурные рамки.

Композиторы испытывали необходимость поиска новых средств самовыражения, чем стал в конечном итоге постепенный отказ от тональности. Появляются такие термины как атональная музыка или дисгармония. В музыке того времени начинает пропадать логика, широко используется эффект неожиданности, зачастую шокирующий и вызывающий резкую критику. Музыка того периода отражала необходимость реформации, поиску новых инструментов и методов звуковой обработки, реализации идей нового века.

Футуризм

Луиджи Руссоло

Новатором так называемой «Музыки шума (1913)» от футуризма, стал итальянский художник, поэт и композитор Луиджи Руссоло, считавший, что классические формы звукоизвлечения несовершенны и видевший острую необходимость к реформированию традиционных форм музыки. Композитор занимался созданием музыкальных инструментов, предназначенных для воспроизведения атональных, дисгармоничных шумовых коллажей, состоящих из звуков окружающих растущие города первой декады XX века: шума заводов, фабрик, рёва мотора гоночных болидов, шума толпы и прочих неизвестных доиндустриальному обществу звуков.
Влияние футуризма создало новое поколение авангардных композиторов, продолжающих изучения возможности звукоизвлечения.

Арсений Авраамов

Отечественным представителем авангардной музыки той эпохи был Арсений Михайлович Авраамов, прославившийся тем, что записал известную «Симфонию гудков (1922)» являющуюся прототипом индустриальной музыки. Задумывалась для звукового сопровождения масштабных празднеств, посвященным знаковым событиям октябрьской революции. Известная тем, что при записи использовались реальные пушечные залпы и пулемётные канонады, сирена, паровозные гудки – всё, созданное для утверждения торжества и могущества коммунистического будущего.

При большой площади разбросанности гудков необходимо иметь для сигнализации хотя бы одно тяжелое орудие и возможность бить из него боевым снарядом (шрапнель не годится, ибо, разрываясь в воздухе, наиболее опасна и дает второй звук взрыва, могущий сбить с толку исполнителей).

Конкретная музыка

Пьер Шеффер

В конце 40-х годов, с развитием технологий, появлением электронных музыкальных инструментов и звукозаписывающей техники, появляются новые виды авангардной музыки, обобщенно которые можно назвать «академической электронной музыкой». В первую очередь, можно выделить такое направление, как «конкретная музыка», в основе которой лежит не мелодия, а звуки природного или неприродного происхождения, записанные ранее на плёнку, и обработанные после при помощи искажения, фильтров и изменения скорости.
Пионером в жанре конкретной музыки считается французский инженер, композитор и музыковед Пьер Шеффер, записавший в 1948 году пять музыкальных этюдов, под общим названием Études de bruits:

  • «Étude aux tourniquets» (Этюд с турникетом),
  • «Étude aux chemins de fer» (Этюд с железными дорогами),
  • «Étude pour orchestre» (Этюд для оркестра),
  • «Étude au piano» (Этюд для фортепьяно),
  • «Étude aux casseroles» (Этюд с кастрюлями).

В дальнейшем, подобная техника стала использоваться для создания звуковых эффектов в кинематографе и оказала влияние на развитие принципов электронной музыки.

Эдгар Варез

Ещё одним значимым произведением конкретной музыки, а именно, её логическим продолжением - электроакустической музыкой, является «Poème électronique» (электронная поэма), записанная в 1957-1958 годах, французским и американским композитором, дирижером Эдгаром Варезом, «маргиналом среди маргиналов», одним из пионеров конкретной музыки, благодаря которому сформировались окончательные принципы электронной музыки.

Принципы электроакустической музыки подразумевают наличие носителей информации или звуковых генераторов, которые воспроизводят звуки при помощи громкоговорителей. В качестве носителя выступает магнитная лента.

Карлхайнц Штокхаузен

Немецкий композитор, произведший на свет в 1956 году ещё один знаковый альбом в жанре конкретной музыки «Gesang Der Jünglinge» (Пение отроков). В произведении, на магнитную ленту записан хор мальчиков, после чего с ней были проделаны манипуляции с тембром и скоростью воспроизведения.

Некоторые другие альбомы для ознакомления:

  • Tod Dockstader «8 Electronic Pieces» (1961)
  • Pierre Henry «Le voyage» (1964)
  • Herbert Eimert «Epitaph für Aikichi Kuboyama; Sechs Studien» (1962)
  • Rolf Liebermann & George Gruntz «Symphonie Les échanges» (1964)
24
280.335 GOLOS
На Golos с January 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые