Playlist. Музыка, которую должен услышать каждый. #2 (Фри-джаз, Краут-рок)
Это второй выпуск журнала о музыке, который должен услышать каждый #playlist
Интересуетесь экспериментальной музыкой? В этом посте я хочу рассказать вам о некоторых музыкальных альбомах экспериментального направления ХХ века, повлиявшие на развитие мировой музыкальной культуры, о которых должен знать каждый меломан.
Свободная импровизация
Не столько стиль, сколько массовая музыкальная тенденция, затронувшая многие развивающиеся популярные направления, опиравшийся на результаты исследований достигнутых авангардными теоретиками и композиторами второй половины двадцатого века. Зародилась в середине шестидесятых годов как практическое применение экспериментов авангардистов, а именно отказ от общепринятой тональности, эксперименты с обработкой предварительно записанных музыкальных фрагментов.
Концепция свободной импровизации отличалась отсутствием изначально заданных правил и отсутствием жанровой, стилистической подоплёки. Музыка свободная от мелодической и ритмической условности и ограничена исключительно фантазией и чувствами исполнителя.
Принципы свободной импровизации идеологически блики с джаз музыкой, что закономерно повлияло на её развитие, породив ответвление называемое «free jazz», или свободный джаз. Это событие стало первым заслуженным достижением авангардной сцены, наконец вырвавшейся в сферу музыки масс, создавшей жесткую платформу для развития музыки в целом.
Что следует из названия, принципы свободного джаза базируются на свободу импровизации и разнообразие выразительных средств, заставляющие углубиться с головой в созданную автором музыкальную реальность. Фри джаз не имеет чёткого стилистического понятия. Любая попытка сформулировать собственные интерпретации, может быть оспорена.
Зародившись как принципиально нетипичное, новое направление в музыке, многие объясняли его как попытку возврата к корням, архаическим, этническим музыкальным средствам.
Фри-джаз успешно развивается и в наши дни, занимая нишу одного из ключевых авангардных направлений современности
Основными идеологами жанра считаются известные джаз-исполнители, такие как: Орнетт Коулмэн, Фэроу Сандерс, Сан Рa и многие другие.
Орнетт Коулмэн
Авангардный джазовый саксофонист и композитор из США, выпустивший в 1960 году альбом давший название жанру: «Free Jazz: A Collective Improvisation».
С этого времени Коулман полностью пересмотрел свой взгляд на своё творчество, отказавшись от принятых форм исполнения.
Фэроу Сандерс
Также известный под псевдонимом Pharoah Sanders (Фаранон Сандерс).
Авангардный джазовый саксофонист, один из самых энергичных представителей раннего фри-джаза, в дальнейшем привнёсший в музыку восточное звучание.
Сан Ра
Яркий Американский джазовый композитор, поэт и философ, известный своим театральными представлениями. Играл музыку, описывающую преимущественно космическую тематику.
Некоторые другие альбомы для ознакомления:
- The Ornette Coleman Quartet «Ornette!» (1962)
- Albert Ayler «Spirits» (1964)
- Jimmy Giuffre «Free Fall» (1963)
- Sun Ra «Space Is the Place» (1973)
Краут-рок
Направление, возникшее в конце 60-х годов в западной германии, особенности которого заключались в квинтэссенции рок музыки, электронной музыки и электронной обработки звука. Корни которого идут в академическую авангардную музыку, о которой я писал в предыдущем посте.
Кризис послевоенного времени, послужил подоплёкой к созданию собственной, молодёжной музыкальной рок-сцены. По сути, является немецким ответом на возникший практически одновременно в Англии и США. Однако, особенностью стиля был упор на экспериментальную составляющую психоделического звучания, тем самым выделяя его. Основными инструментом стали не привычные, гитара, басс и ударная установка, а синтезаторы, магнитофоны и нестандартные инструменты. Такие как драм-машина, являющаяся по сей день неотъемлемой частью электронной музыки.
В дальнейшем, жанр повлиял на многие известные нам жанры, такие как синти-поп, эмбиент, прогрессивный рок и прогрессивную электронную музыку. Повлиял так и на индустриальную музыку, отразившуюся на многую маргинальную музыку начиная с конца 70-х.
Основными представителями жанра были такие группы как ранние Kraftwerk, Can, Guru Guru, Faust, Amon Duul II, Neu!
Kraftwerk (1970-1974)
Известная многим нам группа электронщиков, отразившаяся в памяти как группа играющая синти-поп. Однако, далеко не многие знают, что синтипоп уходит корнями в краут-рок. На примере биографии Kraftwerk и можно проследить плавный переход от психоделического краут-рока к синтипопу.
До 1974 года, а именно до выпуска альбома «Autobahn», группа играла в жанре краут-рок, не гнушилась экспериментами и преимущественно преуспевала среди других групп. По некоторым данным, именно группе Kraftwerk принадлежит изобретение электронной барабанной установки.
Звучание отличалось монотонностью, сдержанностью и даже некоторой инфантильностью. Произведения длились долго, основной составляющей произведения ритм-секция, на которую накладывались искаженные звуки гитар и других музыкальных инструментов.
Основным альбомом группы того периода, и раскрывающим основные принципы жанра, считается альбом «Kraftwerk» 1970 года.
NEU!
Западногерманские пионеры жанра. Название группы означает в переводе с немецкого «новый».
Ключевым альбомом, отражающим суть жанра является «Neu 1» 1971 года. Наиболее знаковой композицией является трек Hallogallo.
Can
Западногерманская рок группа, основавшаяся в 1968 году, использовавшая в своём творчестве принципы свободной импровизации, этнической музыки и минимализма. Коммерческим успехом считается выход альбома «Tago Mago»
Amon Düül
Этот западногерманский коллектив считается одним из важнейших основоположников-представителей краут-рока.
Возник не только как музыкальная формация, но и как коллектив художников, принимающих участие в студенческих волнения 60-х годов.
Ключевым альбомом считается «Psychedelic Underground» 1968 года.
Некоторые другие альбомы для ознакомления:
- Nosferatu «Nosferatu!» (1970)
- Tomorrow's Gift «Tomorrow's Gift» (1970)
- Out of Focus «Wake Up!» (1963)
- Harmonia «Musik von Harmonia» (1973)* (!!!)