Франсиско Гойя Лусьентес. Предвестник сатирических журналов.
В статье "Франсиско Гойя Лусьентес. Неординарный художник различных жанров. я показал картины художника относящиеся к классике искусства рисования.
По мимо этого Гойя выпускал серии офортов (гравюр) поучительного или даже сатирического характера. Некие памфлеты на жизнь того времени.
Капричос
Это одна из наиболее известных серий гравюр художника законченная в 1799 году.
Там очень много интересных мыслей, которые актуальны до сих пор.
«Они говорят „Да“ и протягивают руку первому встречному» (El sí pronuncian y la mano alargan al primero que llega)
Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше
По моему это старо как мир. И вряд ли когда либо будет по другому. Просто от себя хочу добавить.
Очень часто, потом, эти женщины жалуются на то что им не повезло с избранником.
"Вот у других мужья, так мужья, а у меня...."
Кстати те женщины, которым они завидуют, говорят то же самое.
И сразу в продолжении темы.
«Её похитили!» (Que se la llevaron!)
Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что её похитили
Тут даже добавить нечего.
«Никто никого не знает» (Nadie se conoce)
Свет — тот же маскарад. Лицо, одежда и голос — все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь
Мне почему то вспомнилась фраза Шекспира: "Весь мир театр. В нем женщины, мужчины — все актеры." (Alt the world's a stage, and all the men and women merely players).
Да, в основном мы лицедеи. А в наше время, быть лицедеем помогает интернет.
Лично мне понравилась гравюра на тему скупости.
«Зачем их прятать?» (Por qué esconderlos?)
Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупости
Меня тоже удивляет это стремление к накопительству под матрасом большого количества денег. В могилу их с собой не заберешь. Деньги нужны что бы их тратить при жизни. И желательно с пользой.
И наконец самая знаменитая гравюра из этой серии.
«Сон разума рождает чудовищ» (El sueño de la razón produce monstruos)
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес
То есть все фантазии должны быть в пределах разумного. Иначе они могут довести до безумных поступков.
Для меня остаётся загадкой тема нескольких гравюр на которых есть изображение осла.
"Точь в точь" (Ni más ni menos)
Он заказал свой портрет — и хорошо сделал. Те, кто с ним не знаком и не видал его, все узнают по портрету
«Ты, которому невмоготу» (Tú que no puedes)
Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?
Видимо это тонкие намеки на представителей высших чинов. Для современников художника это было более понятно.
Напоследок не могу пройти мимо гравюры, суть которой вечна.
«Сурки» (Los Chinchillas)
Тот, кто ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает, принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся
Тут, по моему, даже комментарии излишни.
Людям иногда лень подумать самим и увидеть явное враньё.
Потому что им кто то, очень умный, сказал или написал в книжке, что это правда. Поэтому закрываем глаза и уши и живем в счастливом неведение.
Прошло более 200 - от лет, а сатира Гойя до сих пор не устарела и вполне актуальна.