Аудиокассета как образец технологического совершенства
Каждый период развития человечества оставляет потомкам характерные метки, в какой-то мере определяющие степень развития технологий и мастерства. Для египетской цивилизации это были иероглифическое письмо и папирусы, для девятнадцатого века – паровые машины. На рубеже восьмидесятых-девяностых годов венцом творения стала компакт-кассета.
Как и любое другое изделие, ориентированное на коммерческий успех, она поровну несла груз достоинств и недостатков:
- компактная
- удобная в эксплуатации
- массовая
но при этом:
- урезанный динамический диапазон
- минимизированная ширина ленты
- полностью закрытая (вначале) система подачи ленты
Как бы то ни было, компакт-кассете суждено было победить. Катушки с лентой требовали более взвешенного подхода в обращении, заправка пленки в лентопротяжный механизм была сродни священнодействию. Кассета сразу решала все вопросы: вставил, нажал кнопку включения, слушай музыку.
Для решения проблемы с собственными шумами ленты и откровенно посредственным показателем сигнал/шум в недрах секретной лаборатории группой фанатов-звукотехников под руководством Рэя Долби была создана оригинальная система шумоподавления. Вместо того, чтобы сразу же бороться с помехами и паразитными искажениями, Долби предложил сначала сжимать динамический диапазон воспроизведения, чтобы подчеркнуть даже самые слабые звуки, а уже потом отсекать от него все лишнее. Поэтому система получила название компандерной (компрессия – экспансия). Новый метод оказался действенным, благодаря ему удалось поднять уровень высоких частот и всего сигнала на 10 дБ. И все бы было хорошо, если бы не одно но: записи, сделанные с включенным шумоподавлением, с ним же надо было и воспроизводить. Соответственно, если при создании компандер не использовался, то и эффекта от него при ее проигрывании не было никакого.
Лента из окиси железа (normal, type I) – самая распространенная и ходовая, в конце концов достигла потолка своего развития. На смену ей пришли сначала пленка из оксида хрома (type II), а позднее и «металлическая» (type IV). Комбинированная двухслойная лента из оксидов железа и хрома (type III) не прижилась, тем не менее новые материалы позволили увеличить верхний порог частот до 20 кГц и даже 25 кГц (на деках с совершенным механизмом, снабженных компьютеризированным управлением и подстройкой режимов записи/воспроизведения).
Эксперименты с уменьшением толщины основы при одновременном увеличении размера рулона (продолжительности звучания) особых результатов не дали: на большинстве магнитофонов пленки на 120 минут и более рвались.
Стандартная кассета состояла, кроме корпуса из двух половин (ранние конструкции – склеенные) из нескольких основных узлов:
- двух сердечников для намотки ленты
- направляющих роликов для равномерной укладки
- металлической пластины с пружиной и прижимной подушечкой
- прокладок между корпусом и лентой из полимера
Основные проблемы кассеты заключались даже не в том, что воспроизведение было возможно только в определенном порядке (за исключением дорогих аппаратов, оснащенных поиском по паузе). И тем более не в том, что якобы формат записи на магнитный носитель не мог вырваться из прокрустова ложа соотношения сигнала и шума. Все было гораздо проще: лента изнашивалась, порошок неизбежно осыпался с основы, загрязняя кассету и головку – жизненный цикл такого носителя был строго лимитирован.
Последние попытки как-то спасти лицо – изобретение компакт-кассет с прецизионной механикой (дополнительными рычагами для лентоукладки и керамическими направляющими) .
Продукт, доведенный до совершенства, был заброшен в угоду более перспективному носителю – компакт-диску. Последнюю аудиокассету я покупал в 2005м.