Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
gorod-belgorod
5 лет назад

Театр – Белгород

Театр – Белгород. Интервью Алексея Марковича для журнала LIFE AS ART. Май 2019.
https://teatr.xyz

Как давно родилась идея собственного театра?

Я бы сказал, что «Театр Марковича» это не столько театр, как, например, классический драматический театр Белгорода, сколько самостоятельный проект. Основная цель – воплотить сюжеты, написанные на бумаге за последние десять лет, на сцене. Что касается «рождения» проекта, то постановки по моим произведениям ставят уже лет шесть. Это и студенческие театры США, и экспериментальные театры Белгорода, и театральные студии других городов России. Если говорить о «Театре Марковича», то в качестве режиссёра я ставлю спектакли с августа 2017 года.

Что вы поставили за этот период?

Я бы выделил несколько постановок. Начну со спектакля «Письма самому себе». С 2016 года я начал некоторые свои рассказы преобразовывать в пьесы. По девяти рассказам я поставил небольшие спектакли, как сам, так и с актёрами одного молодёжного театра Белгорода, в этих спектаклях я также выступал в качестве режиссёра. В какой-то момент я понял, что лучше писать что-то новое, свежее, чем переделывать, хоть и полюбившиеся читателям, рассказы. Каждый день я делаю какие-то пометки в записной книжке или же надиктовываю мысли на диктофон в телефоне. Таким образом, родилась пьеса «Письма самому себе».

Я, взрослый, пишу письма себе семнадцатилетнему. Здесь нет никакой цели наставить себя юного на путь истинный, чтобы я, молодой, не повторил каких-то действий, совершённых в будущем. Это, скорее, философское размышление, мол, вот мне 17 лет, я заканчиваю школу, я наивен, смотрю на мир широко открытыми глазами, радуюсь кассетному плееру, новой видеокассете, поездке на море и т.д. А через двадцать с небольшим лет, да даже намного раньше, чувство радости исчезло. И я рассказываю себе семнадцатилетнему об Интернете, смартфонах, что даже в лесу на пеньке можно посмотреть любой фильм онлайн, включая те, которые хотели посмотреть все подростки.

Приведу один пример из жизни, этот сюжет есть в пьесе. Есть такая музыкальная группа U96. В марте 1992 года они выпустили свой первый музыкальный альбом Das Boot. В 1993 году они выпускают второй альбом Replugged. Кассету с альбомом Das Boot в школу принёс одноклассник, и мы по очереди брали у него кассету, чтобы дома на своих двухкассетниках (у 90% это были магнитофоны с ужасным качеством записи) переписать этот альбом. Я отчётливо помню, как дома у одноклассника мы лежим на полу, склонившись над магнитофоном, и слушаем U96.

Альбом Replugged я переписывал у своего знакомого. В то время многие ходили друг к другу в гости, чтобы буквально послушать музыку. Не просто тусить, а музыка пусть играет фоном, а именно слушать новый альбом той или иной группы.

В спектакле «Письма самому себе» присутствуют диалоги между мной семнадцатилетним и мной сорокалетним. Я сорокалетний скептически объясняю себе юному, что в 2018 году музыку и U96, и Dr. Alban, и 2 Unlimited и т.д. и т.п. можно за десять секунд найти в Интернете и сразу слушать онлайн, будь ты хоть дома, хоть в парке, хоть в на озере.

Особенность диалогов персонажей в спектакле «Письма самому себе в том», что я сорокалетний помню свои ощущения того возраста и периода, когда мне было 17 лет, а вот я семнадцатилетний не знаю, что будет через пару дней. Я объясняю себе юному, что через пару лет ты купишь себе крутой музыкальный центр (я отдал за него в 1996 году 600 долларов), купишь себе кучу дисков, включая U96, будешь слушать эту музыку, но не сможешь получить того удовольствия, как от прослушивания кассеты дома у одноклассника. И тебе тогда будет не 30, не 40, а всего лишь 19. И в 19 лет уже многое из того, что радовало тебе несколько лет назад, радовать не будет.

Почему спектакль называется «Письма самому себе»? Здесь есть небольшой элемент фантастики. Появилась брешь во времени, и я из 2018 года могу общаться с собой из 1995 года. Мы переписываемся, письма кладём в специальный почтовый ящик. Но техническая составляющая здесь не главная. Основной акцент сделан именно на то, что мы очень быстро утрачиваем способность радоваться жизни. Лет в двадцать жизнь понемногу становится рутиной.

Второй спектакль «Ретроспектива». В какой-то степени по духу он схож с «Письмами самому себе». Только здесь присутствует больше повествовательная линия о моём детстве и юности. Детский сад, школа, влюблённость, тайные поездки в 16 лет в другой город к девочке, что тебе нравилась – родителям я говорил, что еду с классом на базу отдыха. Здесь также есть философский аспект, что мы утратили чувство радости и наслаждения настоящим моментом.

«Гроссмейстеры» - это философский спектакль, что нами, людьми, управляют боги, а мы лишь шахматные фигуры. Что пешка, что король – все равны. Выше ведь стоит игрок, а за тем игроком другой игрок.

«Психовирус Окси-66» рассказывает о профессоре Меметики Итане Фаусте, который создал психовирус, который поразил треть человечества. Повесть «Психовирус Окси-66 была написана в 2011 году. Как в повести, так и в пьесе присутствует тема информационных войн.

Были и другие постановки, но я выделил основные.

Где вы находите актёров для своих спектаклей?

Через знакомых, знакомых знакомых. Было несколько постановок, куда я приглашал актёров одного из белгородских молодёжных театров.

Актёры, которые участвуют в ваших спектаклях, включая молодёжные театры Белгорода, любители или профессионалы?

Нет никого, кто был бы со специальным актёрским образованием. Мои спектакли построены в первую очередь на диалогах, на смысловой нагрузке, поэтому для меня важен голос актёра. Я бы мог и сам читать свои пьесы, но куда интересней, когда есть актёры, которые действуют на сцене.

Какой возраст тех, кто участвует в ваших спектаклях?

Самому младшему актёру 19, старшему 30. Всего приняло участие в моих постановках, включая молодёжные театры Белгорода, четырнадцать человек.

На каких площадках вы ставите спектакли?

Это и кафе Белгорода, и библиотеки, и мастерские художников, и квартирники. В 2017 и 2018 спектакль «Три значимых глюка во Вселенной, в ходе которых можно познакомиться с богами» по моим рассказам «Клон», «Варианты» и «Чаепитие с богом» был показан 16 раз. Режиссёр – Евгения Скирда. На тот момент она была актрисой, драматургом и режиссёром одного молодёжного белгородского театра. Спектакль «Три значимых глюка во Вселенной, в ходе которых можно познакомиться с богами» был показан и Центре народного творчества Белгорода – это муниципальная площадка. Про спектакль много писали в СМИ, было и отдельное интервью на «Радио России» Белгорода.

https://soundcloud.com/glitchy-artist/tri-znachimykh-glyuka-vo-vselennoy-v-khode-kotorykh-mozhno-poznakomitsya-s-bogami

Как много зрителей приходит на ваши спектакли?

Зал всегда полон. Да, я пиарю свои спектакли и в СМИ, и через социальные сети, но если зал вмещает 70 человек, то я так и пишу, что количество мест всего 70. Может прийти и 200 – это если приглашать студентов. Выходы на все вузы у меня есть.
Для меня 2018 год был годом принятия решения, стоит ли делать ставку на «Театр Марковича». Дело в том, что весь материал, от текста до музыки, я создаю сам. И афиши, и рисунки, и постеры.

Музыку, чтобы когда ты заливаешь фрагмент спектакля на ЮТуб или в Фейсбук, твоё видео не забанили, так как ты использовал чужую музыку. Да и музыку создавать весьма интересно. К спектаклю «Психовирус Окси-66» я написал множество треков, часть из них, а также фрагменты я использую в данном спектакле. Получился полноценный музыкальный альбом на 45 минут.
https://soundcloud.com/markovichtheater/markovich-theater-psychovirus-oxi66-full-album-2017

К «Гроссмейстерам» я также написал три трека.

Основная аудитория ваших спектаклей?

Спектакли в основном 16+. Нет, в них нет мата или чего-то непотребного, просто темы, которые поднимаются в спектаклях, уже для более зрелой аудитории. Процентов семьдесят тех, кому от 30 до 50.

Почему вы выбрали именно формат спектакля, чтобы представлять аудитории ваши рассказы и повести?

Я бы с удовольствием предпочёл бы формат короткометражных фильмов, но здесь всё намного сложнее. В первую очередь, это места для съёмок. Спектакль же или читка пьесы позволяет зрителю включать воображение, что, где и когда происходит. Здесь всё проще. У меня нет задачи создать драму или комедию. «Театр Марковича» - это философский театр. Я бы, конечно, хотел бы назвать театр «Философский театр Марковича», но это очень длинно получается. «Театр Марковича» короче и легче запоминается.

Ваш театр планирует показы за пределами Белгорода?

С апреля 2019 года я решил поменять формат своего театра. Теперь я буду ставить постановки только на английском языке. В апреле была премьера спектакля «Кот по имени Собака». Возможно, показ будет и в конце мая 2019.

Я для себя так решил: если я буду ставить спектакли на русском языке, то я буду одним из многих театров Белгорода, включая различные театральные студии и молодёжные театры. Хоть у меня весь текстовый материал авторский, я всё равно буду одним из театров. Да, я понимаю, что на спектакли на английском языке будет приходить совсем другая аудитория, в первую очередь, те, кто изучает английский язык. С другой стороны, твой театр становится уникальным. То есть «Театр Марковича» - это место, где можно посмотреть… послушать постановку на английском языке. Опять же, весь материал – авторский, то есть мой.

Что касается показов спектаклей за пределами Белгорода, то возможно мы куда-то и вывезем свои спектакли. Но это будет не классический театральный фестиваль, а, скорее, форум переводчиков или просто клуб любителей английского языка в Курске, Воронеже, Москве.

Вы сказали, что уже был спектакль на английском языке. О чём он? И где вы взяли англоговорящих актёров?

«Кот по имени Собака» - это философский спектакль. Здесь нет ничего, типа кот захотел стать собакой. В сентябре 2014 года на выходных я был у приятеля на даче. Дача находится в 60 км от Белгорода. Там очень живописные места. К нам вечером к костру пришёл кот. Мы его угощали мясом, сосисками. Утром к нам опять пришёл этот кот, я сделал несколько кадров. Эдакий кот-философ.

Я дал ему прозвище Собака. На дачу к приятелю я периодически приезжаю, фотографирую этого кота. Есть даже целая фотосессия, где кот должен выбрать между кетчупом и майонезом.

Что касается спектакля, то здесь идёт повествование от имени этого кота, как ему живётся, кто из жителей деревни его подкармливает, кто даёт пинка. Также кот рассказывает, как живут те или иные дачники, местные жители, приезжающие на этюды художники. Текст я писал для американского студенческого театра, кое-что из написанного решил уже поставить.

Спектакль играли бывшие студенты факультета иностранных языков, английский язык у них на высоком уровне. Зрителями были студенты иняза и учащиеся школ с углублённым изучением английского языка. Всего где-то человек тридцать. Спектакль был поставлен в мастерских художников. Там просто места нет на большее количество зрителей.

Вы монетизируете свои спектакли?

Когда было сотрудничество с одним молодёжным театром Белгорода, то спектакли были платными. Это их политика, тем более, что спектакль был показан и в Центре народного творчества, и в солидных кафе Белгорода.

Я не монетизирую пока спектакли, потому что для меня это пока эксперимент. Ни я, ни актёры ничего не получают. Пару раз мы ставили коробку для пожертвований, потом всё, что туда положили, мы потратили на пиццу. Монетизировать или найти спонсора достаточно легко, но здесь нет цели заработать на спектаклях. Это скорее творческая отдушина, пиар себя, пиар актёров. Самолюбование – назовите это как хотите! Ты в центре внимания, ты получаешь определённую порцию энергии. Актёры тоже получают своё.

Что касается спектаклей на английском языке, то здесь уже иная ситуация. Это пиар себя и как автора, и как режиссёра, и как преподавателя английского языка. Для актёров это тоже пиар – показать свои знания.

**В Белгороде в мае 2019 года прошёл четвёртый международный фестиваль современного театра «Наш кислород». Вы на нём были все три дня с утра до вечера. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. **

На фестивалях «Наш кислород» я был и в 2016, и в 2017, и в 2018 годах. 2019 тоже не был исключением. Все дни фестиваля я снимал видео. Четвёртый фестиваль тоже не стал исключением. Я отснял 15 спектаклей (от начала до конца), открытие, закрытие, 2 читки и одну лекцию.

Если говорить о собственных впечатлениях, то мне понравились следующие спектакли: «Куклы» (театр из Орла), «Человек из Подольска» (театр из Калуги), «На лоне природы» (театр из Москвы), «Антарктида» (театр из Самары). Это спектакли, где играют профессиональные актёры. В других спектаклях также в основном играли профессиональные актёры, но те спектакли мне меньше понравились.

**Есть ли среди театров Белгорода те, кто вас вдохновляет? **

Если говорить про белгородские театры, как про молодёжные студии, так и про драматический театр Белгорода, то я смотрю в первую очередь на то, кто как себя продвигает. В драматический театр Белгорода я хожу регулярно, мне дают пригласительные. Для молодёжных и студенческих театров я снимаю видео, всё это безвозмездно. Ну, на всех видео от начала до конца в углу стоит адрес моего блога, так что это вполне хороший пиар.

Я бы не использовал слово «вдохновляет», скорее, я наблюдаю, изучаю пиар белгородских театров. Пиар, конечно, слабенький. Драматический театр Белгорода я в расчёт не беру, это иная весовая категория. Я бываю на театральных фестивалях и в других городах, могу сказать, что очень мало театров, у кого пиар на должном уровне. Но такие есть! Они меня, в какой-то степени, и вдохновляют. Но не контентом, а именно грамотным продвижением, как Интернете, так и в оффлайне.

**Чего не хватает театрам Белгорода, да и театрам из других городов в пиаре? **

Определённого стиля. Я имею в виду не спектакли, а именно оформление постеров (точнее, к сожалению, постеров с расписанием спектаклей нигде не найти в общественных местах), постов в социальных сетях, качественных фотографий и т.д. Меня, откровенно говоря, удивляет (я многократно общался на эту тему), что в том или ином молодёжном театре 10, 15, 20 человек, и нет никого, кто бы знал хотя бы азы пиара. Посты скучные, фотографии с телефонов тёмные, фотографий иногда по 150 штук со спектакля заливают, все они однотипные. Это касается не только театров Белгорода, но и театров из других городов, включая Москву, Питер, Новосибирск и т.д.

Раз уж зашёл разговор о театральном маркетинге, мог бы дать несколько советов?

Я лучше расскажу, как я продвигаю свои постановки в Белгороде, тем более, что всем занимаюсь я один.

Во-первых, я сделал себе узнаваемый логотип. Логотип «Театра Марковича» я ставлю на театральные открытки, на магниты на холодильник, на отрывки своих пьес и рассказов, которые я выкладываю в Инстаграм. Например, на хокку.

Что касается логотипа, то я решил, что те, кто видит картинку, где стоит логотип, должны видеть и запоминать сайт театра. Да, доменное имя немного необычное, это не .com, не .org, не .ru, а .xyz. С другой стороны, я взял лишь короткое слово, написанное латиницей – «театр». Что это за театр? Это «Театр Марковича». Почему осьминог? Здесь можно ставить и другие пиктограммы. Для спектакля «Кот по имени Собака» я использовал кота.

Данный осьминог на логотипе у многих ассоциируется с жанром научной фантастики. Да и внимание он привлекает – что-то необычное.

Я печатаю магниты на холодильник с логотипом «Театра Марковича», делаю открытки. Всё это я раздаю, рассылаю.

За две недели до спектакля я расклеиваю постеры в местах, где меня знают, и мне это позволено. Я прошу знакомых журналистов и блогеров распространить новость о предстоящем спектакле через свои ресурсы. Я также прошу друзей распространить информацию о предстоящем спектакле или читке, если это, конечно, не квартирник.
Белгород – это город, где очень тяжело кого-либо вытянуть на мероприятие, если это, конечно, не концерт Егора Крида или Макса Барских. Но это всё разные весовые категории.

Стилизация играет огромную роль. У 90% театров нет логотипов или эти логотипы просто никакие, на них ничего нельзя разобрать. Также многие театры имеют схожие названия, где используются слова «арт», «артс», «пространство» и т.д. Сложно запомнить нечто подобное, тем более, в Москве или Питере, где студий с подобными названиями десятки – речь сейчас не идёт о государственных театрах. Что касается Белгорода, то я считаю, у белгородского театра «Спичка» весьма хорошо запоминающееся название.

На фестивале «Наш кислород» было озвучено одним из членов жюри, что в Белгородской области свыше 700 театральных студий, включая детские театральные группы и т.д.

Планы «Театра Марковича» на 2019 год, который как раз в России объявлен годом театра?

Я для себя решил так. На русском языке я буду делать только читки пьес, читать пьесы я буду сам. Сложно управлять людьми, нести ответственность перед зрителями, да и ресурсы сокращаются – ты сам всё делаешь. В какой-то степени, это тот же литературный вечер, только ты читаешь не свои рассказы, а полноценные пьесы.
В данный момент я пишу пьесу «Про докторов и пациентов». Провокационная, скандальная.

Что касается спектаклей на английском языке, то здесь уже зритель весьма специфический. Какие площадки? Как традиционные, куда зритель готов прийти, так и вузы, курсы английского, англоязычные клубы и т.д. Я решил, что «Кот по имени Собака» пусть пока идёт в США (он как раз для американской аудитории и был написан), а для нового спектакля я напишу что-то свежее. Буду писать сразу на английском языке.

Для новой постановки я буду писать музыку, создавать новые театральные открытки. Сюжет? Жанр? Скорее всего, это будет фантастика с философскими элементами.

Я хотела бы пожелать тебе успехов в твоём проекте «Театр Марковича», а также пожелать творческих успехов всем театрам Белгорода, а также театрам других российских городов.

4
0.000 GOLOS
На Golos с August 2018
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые