gregorybuchenkov
6 лет назадКатегория "Черное сердце земли" в романе "Бесчестье" Дж. М. Кутзее
Роман «Бесчестье» Джона Максвелла Кутзее по праву считается одной из самых «сильных» работ автора. За нее южноафриканский писатель получил в 1999 году свою вторую Букеровскую премию. Более того, многие считают, что именно роман «Бесчестье» помог Дж. М. Кутзее стать лауреатом Нобелевской премии 2003 года.
Сюжет романа разворачивается вокруг 52-летнего профессора Кейптаунского университета Дэвида Лури, который имел неосторожность вступить в интимную связь с одной из своих студенток. Из-за этого ему приходится покинуть преподавательский пост и уехать в деревню к своей дочери Люси.
Однако пребывание главного героя в деревне омрачается одним трагическим событием. На ферму его дочери совершают разбойное нападение трое бандитов.
Подробнее о сюжете романа можно прочитать в моем посте "Обзор романа «Бесчестье» Дж. М. Кутзее (Краткое содержание книги)"
Как и большинство произведений Дж. М. Кутзее, роман «Бесчестье» имеет множество лейтмотивов. Однако мне бы хотелось сосредоточиться на лейтмотиве, который образно можно назвать «Черное сердце континента» или «Черное сердце земли». Он заключается в осмыслении писателем нравственного состояния определенной «касты» людей, олицетворением которой в романе становится Петрас.
«Черное сердце континента» - это фраза-метафора, использованная покойным Сергеем Борисовичем Ильиным при переводе романа «Бесчестье». В русскоязычном тексте произведения она встречается лишь однажды – при описании кульминационного момента всей книги, а именно в сцене налета бандитов на ферму дочери главного героя (Глава одиннадцатая).
В оригинале Кутзее использует выражение «Darkest Africa», что дословно может быть переведено как «самая темная Африка» или «самый темный уголок Африки». Из контекста видно, что речь в данном случае идет не столько о географии, сколько о психоэмоциональном состоянии главного героя, а также о той социальной и духовной среде, в которой он оказался. При этом автор обыгрывает фразу «Darkest Africa», придавая ей гротескное звучание путем отсылки к одноименному комиксу Карла Баркса и английской народной игре «Тетушка Салли», суть которой состояла в метании твердых шариков в соломенную или тряпичную куклу.
Главный герой бросает вызов этой «Темной Африке», этому «Черному сердцу земли», и на протяжении оставшейся части произведения мы можем наблюдать их взаимную борьбу! Но что Дэвид Лури, бывший профессор Кейптаунского университета, может противопоставить этой колоссальной темной силе?.. Просвещение?.. Искусство? Все это оказывается бесполезным! И герой знает это… Он знал это с самого начала…
Концовку романа «Бесчестье» автор оставляет открытой. Его герой не умирает, не уезжает из страны… Однако, на мой взгляд, судьба Дэвида уже предрешена. Фактически, Лури похож на того самого хромого кобелька, которого он, словно ягненка, несет «на заклание» в хирургический кабинет в последней сцене произведения.
Но вернемся к фразе «Черное сердце земли». Что же может означать эта загадочная метафора в контексте романа «Бесчестье» ?..
Думаю, данной фразе можно приписать сразу несколько значений. Каждое из них будет отражать определенный уровень и угол восприятия.
Во-первых, фразу «Черное сердце земли» можно трактовать в расовом аспекте. В таком случае, борьба и трагедия главного героя – это олицетворение борьбы и трагедии «белой расы» в Южной Африке, а, возможно, и в мире в целом. Эта трактовка имела бы право на жизнь, если бы не одно «но»!
Каждый, кто более или менее знаком с биографией и творчеством Дж. М. Кутзее, понимает, что он никогда не был расистом! Напротив, даже во времена апартеида Кутзее испытывал крайнее отвращение к сегрегации, дискриминации и другим проявлениям расизма в отношении цветного населения Южной Африки. Об этом он, в частности, пишет в своем автобиографическом романе «Сцены из провинциальной жизни». Таким образом, несмотря на то, что тема противостояния рас, безусловно, присутствует в произведении, ее нельзя назвать центральной или осевой.
Косвенным образом это предположение может быть подтверждено тем, что изначально автор вообще не акцентирует внимание читателя на расе или национальности Петраса и налетчиков. Например, лично я при первом прочтении романа долгое время воспринимал Петраса как типичного белого африканера. А тот факт, что он чернокожий, стал для меня настоящим откровением!
С моей точки зрения, более правдоподобно выглядит нравственно-социальная трактовка выражения «Черное сердце земли». Кутзее пытается раскрыть нравственное состояние определенного слоя, «касты» людей. Наиболее характерным представителем данного типа людей является Петрас.
В общем и целом, Петрас – это самый обычный человек. Как и у любого человека, у него есть свои особенности, свои достоинства и недостатки. Он не является однозначным злодеем или преступником! У него даже есть свои представления о добре и зле, которые он почитает правильными. Но вместе с тем Петрас совершает чудовищные поступки, которые любой нормальный человек счел бы, по меньшей мере, аморальными. Таким образом, возникает вопрос, является ли Петрас вполне нормальным?
В какой-то степени да! Только понятие «нормы» у него предельно деформировано. То есть он не злой сам по себе, он способен совершать добрые поступки, но лишь до той поры, пока они не противоречат его материальному интересу и его пониманию «нормы». Вообще материальная сфера в жизни Петраса превалирует над духовной (идеально-интеллектуальной). Развитие его как человеческой личности экстенсивно и подчинено сугубо материальным и утилитарным мотивам. Этим он кардинально отличается и от Дэвида Лури, и, как бы это парадоксально не звучало, от его дочери Люси.
Возможно, именно поэтому он испытывает подсознательную неприязнь к Люси и ее отцу. С помощью этой внутренней неприязни ему и удается оправдать все те мерзости, которые он совершает в отношении них.
Важно подчеркнуть, что неприязнь эта не основывается на материальных или социальных аспектах жизни. (Люси и ее отец находятся примерно в таком же материальном и социальном положении, что и Петрас). Ее также невозможно объяснить уровнем интеллектуального развития или отличиями в мировоззрении (идеализм или материализм). Неприязнь эта основана на коренном различии в векторах развития человеческой личности!
Думаю, именно в этой внерациональной ненависти «коллективного Петраса» и заключается «Черное сердце земли»! Именно с ней пытается бороться главный герой романа. Но, увы, силы неравны…
Дэвид Лури обречен на поражение. Он видит свое бессилие перед лицом этой колоссальной темной силы; он ощущает свое бесчестье! Палитра чувств, ощущений и эмоций, возникающих при этом в его душе, отражает психоэмоциональный аспект «Черного сердца земли». Таким образом, если придерживаться психоэмоциональной трактовки, «Черное сердце земли» представляет собой сочетание бессилия, бесчестья и безысходности, возникающее в душе главного героя в момент его столкновения с исковерканной реальностью Петраса и ему подобных.
Идеи, содержащиеся в романе Дж. М. Кутзее «Бесчестье», приобретают особенную актуальность в контексте современной российской действительности. У нашей земли тоже есть свое «черное сердце»! И с каждым годом это сердце бьется все интенсивнее. Сотни тысяч людей вынуждены спасаться бегством! Кто-то, подобно Люси, «ломается»! А кто-то, подобно Дэвиду Лури, «ставит на себе крест»!
Продолжение: Части 1-я, 2-я.