Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
gregorybuchenkov
4 года назад
творчество

Обзор цикла романов Джо Аберкромби «Первый закон» в сравнении с циклом «Песнь льда и пламени» Дж. Р. Р. Мартина



Сегодня произведениями в жанре эпического фэнтези уже никого не удивишь. Всем известны романы Дж. Р. Р. Толкина, Дж. Р. Р. Мартина, Урсулы Ле Гуин, Роджера Желязны, Анджея Сапковского и других знаменитых авторов. Литературный канон в этом жанре давно сложился, основные приемы и сюжетные ходы выработаны. Новым писателям остается лишь менять декорации и стиль изложения, чтобы привнести в свои книги хотя бы долю оригинальности.

Возможно, времена «Творцов», выпестовавших том за томом художественные особенности жанра, прошли. Но это не повод отчаиваться. Ведь новым авторам уже не нужно «бродить впотьмах». Имея в качестве ориентира творения признанных мэтров, писатели могут сосредоточить своё внимание на более тонких материях…

Цикл «Первый закон» Джо Аберкромби состоит из трех романов: «Кровь и железо», «Прежде чем их повесят» и «Последний довод королей». Существует еще несколько отдельных книг-сиквелов, но в данном обзоре речь пойдет только о вышеупомянутой трилогии.

Действие романов цикла разворачивается в мире, находящемся на рубеже позднего средневековья и эпохи возрождения. Феодальные порядки еще сильны, но уже чувствуется дыхание новых идей. Развиваются торговля и ростовщичество, а политическое влияние постепенно переходит из рук кровной знати к чиновникам и служилому дворянству.

В многочисленных битвах тяжелая рыцарская конница все больше отходит на второй план, место средневековых турниров занимают состязания в фехтовании, а на далеком юге уже появился тот самый чудесный черный порошок, который совсем скоро навсегда изменит представления о войне!

При всем при этом в мире «Первого закона» еще осталась магия. Но магическое искусство и магические знания являются достоянием немногих избранных. Основной геополитический конфликт разворачивается между двумя сверхдержавами: Союзом и Гуркхулом.

Союз – это мощное морское колониальное государство, более всего напоминающее собой Британскую империю на заре своего могущества. Союз располагается на острове в самом центре мира. В его распоряжении есть сильный флот, организованная армия и обширные колонии на севере и западе. Выгодное географическое положение делает города Союза центрами мировой торговли.

Гуркхул, напротив, представляет собой могучую континентальную рабовладельческую державу, в культурном отношении напоминающую Османскую империю или Омейядский халифат. Гуркхул занимает практически целый материк на юге «земного диска». Однако для того, чтобы чувствовать себя уверенно в противостоянии с Союзом, ему не достает сильного флота. За несколько лет до начала событий романов Гуркхул проиграл войну Союзу и теперь жаждет взять реванш.

В общем и целом, война между Союзом и Гуркхулом – это классический пример геополитического соперничества между «цивилизацией моря» (Талассократией) и «цивилизацией суши» (Теллурократией).



Впрочем, за конфликтом Союза и Гуркхула скрывается противостояние двух древних магических школ. Каждая из них проповедует свой собственный путь к могуществу и власти...

В целом романы из цикла «Первый закон» можно охарактеризовать как очень динамичные молодежные произведения. Сюжет практически не «провисает», главные герои похожи на живых людей, а обилие «твистов» (неожиданных сюжетных поворотов) подогревает интерес читателя к событиям книг.

Кроме того, следует отметить высокое качество перевода цикла на русский язык. Чувствуется живой и бойкий стиль автора, порой весьма неплохо подбирающего эпитеты и другие литературные тропы (к сожалению, в современном фэнтези такое встречается не настолько часто, чтобы об этом можно было не упоминать).

Впрочем, из достоинств напрямую вытекают и недостатки. Стремление сделать повествование динамичным оборачивается тем, что в книге страдает описательная и созерцательная часть. Здесь нет такого, чтобы герои подолгу осматривали местность, изучали предметы интерьера, любовались закатом и т.д. В итоге мир произведения выглядит бледным и куцым по сравнению, например, с миром «Льда и пламени» Дж.Р.Р.Мартина.

Всё в книге направлено на то, чтобы раскрывать персонажей или двигать сюжет вперед. Нет отступлений, которые помогали бы прочувствовать красоту и оригинальность сотворенной автором вселенной. А ведь создание собственного уникального сеттинга – это едва ли не самое важное в фантастическом произведении.

В итоге многое в книгах Аберкромби, начиная с внешнего вида персонажей и заканчивая особенностями культуры, читателю приходится додумывать самостоятельно. Фактически, замысловатый сюжет приходится укладывать в уже существующие визуальные матрицы, сформированные на уроках истории или в процессе прочтения других произведений аналогичного жанра.



С точки зрения смыслового наполнения, основной темой цикла можно считать тему власти и силы. Конечно, в своих произведениях писатель поднимает и другие вопросы (тема любви, дружбы, тема «зверя внутри нас» и т.д.). Однако, на мой взгляд, все они имеют куда меньшее значение для автора, чем вопрос о власти и ее источниках.

Впрочем, рассуждения автора о власти выглядят достаточно туманными и противоречивыми. Конечно, в последнем романе цикла в качестве источников власти упоминаются и деньги, и знания, и мнение народа. Но в итоге, всё сводится к банальной магии. При этом весь политический процесс, разворачивающийся на страницах романов, концентрируется в конце концов вокруг одной личности. Такой подход существенно упрощает политический ландшафт произведения.

Вся политика в романах превращается в грандиозную постановку, спродюсированную одним могущественным «кукловодом». Самостоятельных политических игроков при этом можно пересчитать по пальцам. Такая конспирологическая картина мира разительным образом отличает произведение Джо Аберкромби от цикла романов Дж.Р.Р.Мартина «Песнь льда и пламени». У Мартина политика – это хаотичное движение независимых акторов, каждый из которых преследует собственные интересы; у Аберкромби – это спектакль с участием послушных актёров, каждому из которых отведена своя роль!

Пример
творчествопрозафэнтезиобзоркнигилитературарецензияфантастикаискусство
12
134.958 GOLOS
На Golos с October 2018
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые