gregorybuchenkov
4 года назадРоман Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт». «Супергеройский комикс» или трэш в декорациях Средневековья? (Обзор)
Роман «Печальная история братьев Гроссбарт», написанный Джессом Булингтоном в 2009 году, является своеобразной смесью темного фэнтези и псевдоисторического романа. В нем рассказывается история двух потомственных расхитителей могил, отправившихся в далекую заморскую страну Гипет (аналог Египта), чтобы поживиться в гробницах тамошних древних царей (фараонов). По дороге в Гипет братья-гробокопатели проходят через череду мистических и кровавых приключений, в результате которых они приобретают не только славу и новых друзей, но и наживают себе могущественных врагов.
Действие романа разворачивается в Европе XIV века. При этом в мире книги вполне реально существуют ведьмы, оборотни, демоны, сирены, мантикоры и другие мифические существа, которые, по всей видимости, являлись неотъемлемой частью средневекового крестьянского мировосприятия.
Позднее Средневековье – время жестокое и кровожадное. Поэтому сентиментальностей от романа ждать не стоит. «Печальная история братьев Гроссбарт» начинается с того, что главные герои с особой жестокостью вырезают целую крестьянскую семью, при этом заживо сжигая малолетних детей. Разумеется, такое событие задает вектор всему последующему повествованию. Кровь, чернуха и разврат будут «развлекать» читателя на протяжении большей части произведения.
Очевидно, что во многих местах автор стремится придать своему творению нотки «черного юмора». Однако, на мой взгляд, получается это у него редко.
Дело в том, что черный юмор чаще всего проистекает не из «анатомического» описания самого факта смерти, «расчлененки» или тяжелой болезни. Черный юмор строится на высмеивании человеческой реакции на такого рода события и обстоятельства. Табу, штампы, предрассудки, лицемерие и неестественное поведение людей в присутствии смерти – вот настоящие объекты черного юмора. Смеяться над тем, что один человек попросту проломил другому череп, могут лишь люди крайне незрелые или безумные.
Конечно, смех над чем-то подобным возможен, но обычно он является реакцией на экстремальную ситуацию. Например, не сложно представить себе солдата, смеющегося над трупом поверженного противника. В обычных обстоятельства этот солдат вероятнее всего никогда бы не стал глумиться над мертвецом, но ситуация перманентного стресса вынуждает его снимать напряжение с помощью смеха, даже если происходящее не дает адекватного повода для веселья.
Эпизод из фильма "Цельнометаллическая оболочка", в котором американский солдат глумится над трупом убитого вьетконговца.
В книге Буллингтона «чернуха» подается как нечто совершенно естественное. Она не эпатирует читателя, не выглядит как что-то гротескное; она предстает в своем самом неприглядном «анатомическом» выражении, так что над ней и посмеяться-то особо не получается.
Стоит отметить резко антиклерикальный и антихристианский характер романа. В книге высмеиваются не только духовенство и церковь, но также институт «святости» и даже сам Христос. Поэтому религиозным людям я бы не советовал читать это произведение. Впрочем, пародия на Мартина Лютера, образ которого просматривается в одном из центральных персонажей, было тем немногим, что действительно понравилось в книге.
Роман «Печальная история братьев Гроссбарт» представляет собой удивительную смесь жанров. Казалось бы, подобная «метисация» литературного произведения имеет все шансы подарить нам нечто новое, свежее и интересное. Но почему-то при чтении романа Буллингтона ни интереса, ни «чувства свежести» не возникает.
На мой взгляд, это происходит из-за того, что художественный замысел романа распадается на две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, писатель пытается сделать произведение максимально жизненным и реалистичным. Отсюда огромное количество анатомических подробностей, детальные описания персонажей, обстановки, оружия и драк. Во все это охотно верится (не зря ведь автор получил вместе с литературным, еще и историческое образование).
В то же время сам сюжет как, с точки зрения истории, так и, с точки зрения здравого смысла, выглядит совершенно нереалистично и даже в какой-то степени нелепо! Главные герои – обычные бродяги, которые никогда не обучались военному ремеслу. Однако буквально на наших глазах они превращаются в настоящие «машины для убийства», в средневековых «супергероев», раскидывающих врагов направо и налево. Чувство тотальной «неубиваемости» главных персонажей не покидало меня до самого конца произведения.
Таким образом, «Печальная история братьев Гроссбарт» при ближайшем рассмотрении действительно выглядит очень печально! Сюжет рафинированного «супергеройского» комикса не смотрится на фоне детально прописанного средневекового сеттинга. В итоге возникает диссонанс, который калечит произведение.