Охота на ведьм # 2
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.
...Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.
(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)
В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!
Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).
29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.
Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую — на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.
Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.
Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя — Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
Продолжение следует...