Фильм «Веном»: Носителем паразита быть хорошо!
Ориентировочное время чтения: 8 мин.
Супергерои вместо настоящих героев
«Важно не то, где мы находимся, важно то, куда мы двигаемся». Эта фраза актуальна для многих сфер нашей жизни. В том числе и для кинематографа, который не столько отражает реальность, сколько её программирует, транслируя широким слоям общества различные модели и шаблоны поведения. И как показал новый фильм вселенной Marvel «Веном» (в переводе «яд», «злоба»), тенденции в жанре супергеройского кино носят откровенно антисоциальный и даже античеловечный характер.
Само по себе засилье супергеройских историй, практически полностью вытеснивших тему реального подвига и подлинного героизма из кинематографа, несёт деструктивное воздействие на общество. Все эти сюжеты про Бетменов, Человеков-пауков и Чудо-женщин формируют у зрителей подсознательную уверенность, что мир должны защищать и спасать какие-то полубоги, а не обычные люди.
Нет, конечно, все дети, насмотревшиеся таких фильмов, мечтают обрести какую-нибудь суперспособность и стать такими же сильными и крутыми. Вот только, что для этого надо сделать – найти волшебного паука, который тебя укусит? Или получить удар молнией? Или встретить инопланетную сущность? А может, надо было просто родиться с генетической предрасположенностью к мутациям? Это абсурдные вопросы, на найдя ответа на которые ребёнок не может воплотить своё желание, которое в нём пробуждают такие фильмы.
И когда по мере взросления заканчивается вера в «голливудские сказки», то каждый где-то в глубине души начинает осознавать, что его обманули. Но далеко не каждый догадается, в чём и как?
А ведь ответ прост – вместо того, чтобы вселять в детей стремление вырасти настоящим Человеком – Человеком с большой буквы, их кормят иллюзиями. И вроде бы эти иллюзии не такие уж страшные, и в чём-то даже поучительные – вот только они заменили собой настоящую духовную и интеллектуальную пищу, которая во много раз значимее по своему созидательному потенциалу и мотивации к развитию. Она осталась где-то там – на чёрно-белых советских киноплёнках и запылённых книжных полках школьных и городских библиотек.
Обязательно в ответ кто-то скажет, что все эти персонажи вселенной Марвел на самом деле хорошие, и они много трудятся, и они честные, добрые. «Да они же каждый раз спасают мир!» – закричит хором армия фанатов DC, подразумевая, что нет более идеального примера для подражания. Вот только проблема в том, что они ненастоящие. И каждый, кто пытается быть на них похожим, становится таким же ненастоящим. Кто такой супермен без своих чудо-способностей? Просто гламурный и напыщенный комик в трусах, одетых поверх обтягивающих лосин, и всё!
"Деградирующие «спасители"
Хотя в воспитательном плане некие положительные эффекты действительно до недавнего времени были – как минимум, стремление спасать мир и помогать окружающим (пусть и не подкреплённое реальной алгоритмикой действий) такие фильмы транслировали в общество. Но сегодня и этот созидательный аспект начинает исчезать из жанра. Супергерои перестают быть добрыми, честными и порядочными, оставаясь при этом всё теми же «спасителями», и это очень опасная тенденция, которая влечёт серьёзные последствия для общества.
Фильмы по типу «Дедпул», «Стражи галактики», «Отряд самоубийц» и «Веном» показывают, что стадия подкормки толпы слащавыми историями про добрых спасителей закончена. Сквозь сладкую глазурь тех, кто взял на себя роль защитников вселенной, начинает просачиваться ядовитая начинка, демонстрирующая звериный оскал. И фильм «Веном» – наглядное тому подтверждение.
Главный герой, которого зовут Эдди Брок, представляет собой хамоватого и наглого журналиста с отдельными неадекватными позывами выступить в защиту слабых и угнетённых (неадекватными – потому что вместо того, чтобы действовать системно и взвешенно, он в силу своей личной неуравновешенности ведёт себя импульсивно и глупо). В какой-то момент, когда наш персонаж оказывается выброшенным на задворки жизни и заливает своё горе алкоголем, в него вселяется инопланетная сущность Веном и начинает сосуществовать с Эдди в одном теле. Первую часть фильма этот пришелец только и делает, что всех вокруг убивает: в мясорубку попадают и преступники, и полицейские, и случайные прохожие. То есть Веном, которого ещё называют «симбиот», на первом этапе выступает как абсолютное зло.
Выбор из двух зол
Но по ходу развития сюжета Веном успевает подружиться со своим телом – то есть с Эдди Броком, и решает помочь ему спасти планету от второго аналогичного пришельца, задумавшего привести сюда ещё миллион своих соплеменников. В результате, зритель при просмотре оказывается в классической ложной матрице, когда «одно зло борется с другим злом», и ему нужно выбрать, чья сторона ему ближе.
При этом стороны «условно хороших» и «условно плохих» наделены в фильме множеством оттенков серого и в нравственном плане особо не отличаются друг от друга. Например, главный злодей Карлтон Дрейк, в которого и вселилось второе создание, искренне озабочен проблемой перенаселения земли (эта тема всё чаще озвучивается в супергеройских фильмах), и пытается хоть как-то спасти человечество, пусть даже ценой такого слияния с иноземной расой. Проблема перенаселения другими героями фильма никак не опровергается, просто те не хотят прихода пришельцев, а вопросами из серии «будущее планеты через одно-два поколения» в рамках фильма они просто не задаются.
В свою очередь «условно добрые» – Эдди Брок и его девушка Вейинг – начинают получать удовольствие от того, что в них поселилась неведомая сила, а моральные терзания по поводу сотен убитых этим нечто их не сильно мучают. Хотя отдельные проблески «доброго» в них всё же есть, и в самом конце фильма Эдди просит своего гостя в теле откусывать головы исключительно плохим парням, на что тот с радостью соглашается, так как очень любит кушать – а питается он только человечиной.
Таким образом, если раньше супергерои старались, чтобы не погиб ни один невинный человек, то сейчас они начинают получать «удовольствие от жизни» и только хотят, чтобы невинных жертв было поменьше. В конце концов, на кону каждый раз стоит спасение мира, разве мы не простим им несколько сотен случайных жертв, которые нужны просто, чтобы прокормить «спасителя»?
Те читатели, которые слышали про технологию Окно Овертона, из описания сюжета могут заметить, как в жанре супергеройского кино это окошко постепенно сдвигается ещё на одно деление. При этом речь в статье не о самих супергероях, которые вроде как становятся злыми. Речь в статье исключительно о заказчиках, сценаристах и создателях таких фильмов. Именно они придумывают эти виртуальные миры, погружаясь в которые зритель оказывается перед выбором, в котором нет правильного варианта ответа.
В этом и главная хитрость – если вы оцениваете фильм, оставаясь в пределах матрицы, сформированной сюжетом, вы всегда проиграете, потому что действия героев вам будут казаться логичными на фоне развития событий и обстоятельств. Но ведь эти самые обстоятельства придумывают конкретные люди, и это они их создают такими, чтобы оправдать паразитов или неадекватное поведение и выставить глупость и подлость – хорошим вариантом решения проблемы. Надо помнить, что в таких историях, настоящий злодей всегда по ту сторону экрана.
Сценарий доносит до зрителя достаточно простые посылы:
- цель оправдывает средства (если у тебя есть благая цель, можешь на своём пути уничтожать всех, кто тебе мешает);
- отдать часть своего «Я» паразитической сущности – хорошее решение, которое сулит успех и интересную жизнь;
- злодеи бывают разные – получше и похуже. Выбирай тех, кто тебе больше нравится, и ориентируйся на них;
- вселенная населена злобными чудовищами, которые только и норовят, что захватить Землю и всех съесть.
P.S. Некоторые искренне полагает, что все описанные в статье смысловые эффекты не учитываются продюсерами и сценаристами при создании фильмов (якобы производители мыслят только категориями финансовой эффективности), но так могут думать только люди, не понимающие двух принципиальных моментов: 1. Кинематограф всегда и во всех странах использовался как инструмент управления. Голливуд – это в первую очередь идеологическая фабрика, и только во вторую – коммерческое предприятие. 2. Большие деньги всегда неразрывно связаны с идеологией. А бюджет в 100 млн долларов – это достаточно большие деньги, даже по меркам Голливуда.