Вся правда о фотошколах
Приветствую!
В прошлом году меня несколько раз приглашали преподавать в различные фотошколы, и побывав там наблюдателем на паре занятий я поняла, что хоть мне и нравится преподавать, такой формат совсем не для меня. По сути это работа не является особо творческой и построена на жестких рамках школы, выходить за пределы которых, и рассказывать людям о том, чего нет в их программе, крайне не рекомендуется. А что, как и почему, сейчас разберем по полочкам:
Чем чаще я общалась с администраторами различных школ, тем больше мне казалось, что передо мной каждый раз сидит робот, а не реальный человек. Все как один твердили, что их главное отличие от других в том, что они все объясняют понятным доступным языком, к примеру – «что такое диафрагма? – это дырка, через которую проходит свет», или – «зачем нужны лепестки диафрагмы? – чтобы делать красивые кружочки на фоне» и т.п.
Так же, они не могли толком объяснить, как проходят их занятия в целом, ибо это страшная коммерческая тайна и уникальная методика, которые можно узнать, только после подписания контракта. Но, побывав на первых же занятиях, я быстро раскусила все их «секреты» и была очень разочарована.
Заключается все в том, чтобы растянуть подачу на более долгий период, при этом, сначала вешая лапшу на уши, а потом уже давая знания, более приближенные к реальным. Например, на занятии по углубленным настройкам камеры, преподаватель посоветовал ученикам для осветления кадра выкрутить исо… тысяч так до 6-8, вместо того, чтобы скинуть выдержку с 1/4000 (которая у них на тот момент так стояла по его указаниям) хотя бы до 1/125. Честно говоря, у меня глаза на лоб полезли… Даже на своем профессиональном аппарате с реально рабочим исо и шумами, я стараюсь этот момент особо не трогать и не уходить со значений 50-200 (хотя я даже больше 100 то уже не люблю).
Работает ли эта методика? Да, в какой-то степени работает. Если человек первый раз взял в руки камеру, по окончанию обучения он более менее будет разбираться в настройках, хотя при недостатке практического опыта все эти мелкие знания могут улетучиться. Но является ли эта методика уникальной? Точно нет, ибо у всех фотошкол она в принципе одинаковая.
Однажды, увидев рекламу курса для "продвинутых", я заинтересовалась и решила узнать, что это такое (на тот момент я была не прочь повысить свои навыки и поучиться у профессионалов). Мне почему-то казалось, что на таком курсе должны рассказывать серьезные вещи, учить работать с множественным сложным светом, проводить более специфические съемки для портфолио и т.п. Но все оказалось совсем иначе…
На таких курсах, даже со слов администратора, преподают тоже, что и на базовых, различие разве в том, что уже не рассказывают про настройки камеры и делают пару дополнений, например, учат ретуши частотного разложение (хотя на курсах для продвинутых, по логике должны учить D&B), спрашивается, какой тогда ретуши учат на базовых? Получается, что никакой. Тоже относится к другим курсам школ, типа "свадебное фото", "фэшн" и т.п., все необходимые знания можно получиться и на базовом, т.к. на практике стараются задействовать для портфолио все жанры. Поэтому при обучении в таких заведениях, точно не рекомендуется проходить дальнейшие курсы, как бы вас на них не зазывали.
Ответ на этот вопрос на самом деле зависит от ваших истинных целей: Чуть меньше половины учеников таких школ, элементарно хотят разобраться со своими аппаратами и знать, как снимать в различных условиях, не метя при этом в профессионалы или не стремясь к коммерции в принципе. Они хотят куда-то ходить, чем-то себя занять, пообщаться с интересными людьми и завести друзей. Вот, на мой взгляд, единственная категория людей, которым фотошкола поможет удовлетворить их потребности и оставить приятные памятные впечатления, ну и 1/100 вагончика знаний.
Других же просто привлекает фотография, как хобби, и пока они не определились с тем, хотят ли заниматься этим всерьез или нет, решают для начала обучиться в школе. На деле, в школе дают все "знания" под соусом "Это обязательно пригодится вам в работе!", т.е. позиционируя на коммерческую деятельность и то, что это какой-то особый прием, благодаря которому у вас все будет лучше, чем у других. И люди из данной категории конечно же начинают больше склоняться в сторону коммерции. Но вот вы наконец понимаете, чего хотите и после окончания курса радостно начинаете всем рассказывать, что теперь подрабатываете фотографом, но хватит ли вам того, что вы принесли из школы, в реальной жизни и огромной жесткой конкуренции? Практически все подобные оптимисты со временем "сливаются", разочаровываясь от осознания того, что им все-таки чего-то не хватает и они не смогут добиться большего, а ведь у них был дипломчик и пара необычных съемок в портфолио.
Хотя в большей степени это от того, что редко кто продолжает самостоятельное обучение и потому, что они не хотят нарабатывать порфолио на условиях ТФП, а т.е. бесплатно. Им мешает принцип того, что они отдали кучу денег за обучение, которое должно было гарантировать безоблачное будущее, репутацию и все знания, связанные с данной деятельностью. Порой они даже предпочитают оплатить ПРО-курсы, но по сути это уже пустая трата денег и времени.
Для последней категории, тех кто конкретно решил стать фотографом, обучение в фотошколе противопоказано. Да, если вы только взяли камеру в руки, вы получите минимальные базовые знания, но с ними вы поплывете туда же, кто и в категории выше.
На самом деле за эти деньги проще будет договориться с конкретным фотографом и обучаться у него индивидуально. Во-первых, это всегда более качественно, особенно если фотограф занимается обучением не особо часто и не поставил эту услугу на конкретный поток, да даже если и так, он все равно даст вам больше знаний, чем вы получите в фотошколе и подкинет несколько очень дельных реальных советов обо всех аспектах деятельности. А также вы всегда можете дотошно заваливать его кучей вопросов :)
Во-вторых, ваше портфолио будет куда более уникально, особенно если ваш наставник не будет заморачиваться и снимать эту сессию и для себя тоже. В то время, как в школе, такое же портфолио будет еще человек у 20-30, и оно вам надо? Представьте, если клиент будет выбирать фотографа и найдет пару тройку таких студентиков, посмотрит на одинаковые фотографии и пойдет искать кого-то по оригинальнее, или если он это видел и ему не понравилось, то точно обойдет стороной и вас, даже если ваши варианты лучше.
И, в-третьих, сколько выпускников школ стали реальными и хорошими фотографами? В своем городе я знаю только одного такого человека. Ее работы еще в школе сильно выделялись по сравнению с другими, хотя бы по качеству ретуши, которому она обучалась самостоятельно и дополнительно. Сейчас она довольно успешный фотограф с красивыми запоминающимися работами, и для этого она так же посещала множество мастер-классов и воркшопов, упорно развивалась и потому чего-то добилась.
На своем примере скажу, что я не занималась в фотошколах и не имела постоянного учителя. Но мне повезло попасть в свое время в фотостудию, где я брала выгодный абонемент и училась работе со светом. Хозяином студии был реально отличный фотограф, который очень много всего мне подсказал и многому научил. Так же, я была на нескольких МК, откуда вынесла кое-что полезное, и с радостью сходила бы еще, если бы интересующие меня личности посещали мой город конечно :) Поэтому, от себя я бы рекомендовала обратиться именно к персональному учителю, если вы хотите сделать фотографию своей основной деятельностью.
Не всегда и не всех интересует полный курс «от и до», особенно если учесть, что не обязательно тратить кучу времени на изучение настроек камеры, их понимание в любом случае придет только при непосредственной практике, а также, лучше закрепится. Да и для кого пишутся инструкции по эксплуатации в конце-то концов? Поэтому вы можете выбрать у преподавателя занятия только по тем направлениям, которые вас интересуют и которые вам реально необходимы.
В школе у вас будет небольшой выбор у кого обучаться, в то время как для персональных занятий вы можете найти именно того, чьи работы, стиль или жанр съемки вам подходит. Можете даже обучиться у разных людей именно тем фишкам, которые вас интересуют, например, у одного ретуши, у другого цветокоррекции в лайтруме, у третьего работе со светом.
В фотошколах постоянно говорят - преподаватель будет вас всем советовать или скидывать вам заказы в связи со своей занятостью. Но, зачем ему кого-то советовать? Даже если у него реально появится лишний заказ, каков ваш шанс из сотен учеников его получить? В то время, как персональный учитель при небольшом общем количестве учеников, реально может подкинуть вам работенку или порекомендовать вас в случае чего.
При выборе индивидуального учителя учтите, что некоторые фотографы раньше преподавали или параллельно преподают в фотошколах. А т.е. применяют ту же методику что и там, практически, или вообще не используя свои уникальные знания и непосредственный опыт.
Популярная услуга при фотошколах «Бесплатный урок». Это небольшое занятие по настройкам камеры, которое ведут даже не учителя или хотя бы фотографы, а просто секретари школы, основная задача которых, на протяжении этой акции всячески привлекать вас к полному курсу и вытянуть предоплату, которую потом, якобы без проблем вернут, если вы передумаете.
Еще одной заманухой является привлечение к преподаванию именитых или статных фотографов. И ведь не все из таких людей являются настоящими профессионалами с действительно стоящими работами. Загвоздка заключается в том, что на условиях школы они не могут рассказывать что-то свое, а должны действовать только по плану и говорить текст под копирку. Хотя, делиться своими секретами этим крутым фотографам все равно не хочется, поэтому они и созданы друг для друга с фотошколами.
P.S. По завершению скажу, что, конечно, это все относительно и из любого правила бывают исключения, но в данной статье я рассказала среднестатистические факты, замеченные мной на личном опыте, а поскольку многие фотошколы являются франшизами и находятся во множестве городов - что твориться в одной, происходит и в другой. На этом все, всем добра :)
P.P.S. Картинки кликабельны и ведут на оригинал!