«Является ли религия в сегодняшней России необходимой для возрождения народа?»
Уважаемый Юрий Вадимович! Несколько дней назад, Вы на своей страничке в фейсбуке задали на мой взгляд, очень важный вопрос: «Является ли религия в сегодняшней России необходимой для возрождения народа?»
Очень сожалею, что, будучи занят на церковной стройке (восстанавливаем сгоревшую часовню), увидел Ваш вопрос только сегодня. Боюсь, что дискуссия и обмен мнениями по этому вопросу уже состоялся, но все же предложу Вам свой вариант ответа, который, я надеюсь попадется Вам на глаза.
Итак, отвечая на Ваш вопрос, нам конечно, следовало бы, в первую очередь договориться о том, что мы собственно считаем возрождением (нации, страны)? На вскидку я предложу такой вариант понимания возрождения – это масштабный, определяющий будущее политический разворот общества, ведущий его к новым стандартам гражданских, социальных, политических отношений. Стандартам, по умолчанию, более высоким, чем были до этого. И здесь масса примеров тому, что для такого разворота религия не просто нужна, а она становится движущей силой такого разворота. Например, возрождением США (отказом от сегрегации чернокожих) американское общество обязано баптистскому пастору Мартину Лютеру Кингу. Без этого разворота, конечно, США бы развивались, безусловно были бы и успехи, но вряд ли США стали бы такой страной (в хорошем смысле) как сейчас, пройдя всего за 50 лет путь от сегрегации чернокожих до чернокожего президента. Есть и более близкие нашей, российской истории примеры – это наши соседи – Польша, и движение «Солидарность», ставшее одной из главных сил, разрушивших коммунизм. Было бы это движение таким же успешным без поддержки Иоанна Павла II, состоялось бы оно без ксендза Ежи Попелушко? Может быть да, а может быть нет, но факт остается фактом: в создании и работе движения «Солидарность» огромную роль играл именно религиозный фактор.
Есть и примеры от обратного: французская и русская революции (захват власти большевиками). И в том и в другом случае, параллельно с уничтожением «старой» религии шло активное создание «новой», а именно «гражданской» религии. И там, и там мы видим, что используется религиозный фактор, меняется лишь содержание контента.
Реформация 16 го века, начавшись как религиозное движение в итоге привело к созданию принципиально новых моделей и структур общества, нового понимания бизнеса, социальных отношений, в итоге сформировав современный мир, в котором мы живем (на мой личный взгляд, очевидно, что мы современный мир создан по лекалам протестантизма).
И, наконец, может ли кто-то представить себе возрождение государства Израиль вне религиозного контекста? Здесь как раз пример не поворота, а возрождения государства после 2000 летнего периода рассеяния, в котором религия сыграла главную роль.
Примеров в подтверждение моей позиции о важности, а то и решающей роли. Но вряд ли это удобно в сети, где общепринятый формат – короткие комментарии.
Я очень рад тому, что Вы задали этот вопрос. К сожалению, структуры нашего гражданского общества, да и интеллектуальное сообщество очень не любят, и старательно обходят тему религии и ее роли в современном обществе. Практически нет никаких публичных обсуждений этой темы (я не беру в расчет официозные собрания, где все дружно «защищают» христиан за рубежом и поют осанну нынешней власти, это все пустые слова и на таких собраниях нет никакого содержания), особенно, что прискорбно для меня, эта тема отторгается политиками демократического крыла, независимыми интеллектуальными центрами и пр. Для такой большой в религиозном отношении страны как Россия, таких обсуждений (чтобы прийти к каким – то решениям или рекомендациям) должны быть тысячи в год, и желательно, чтобы их большая часть проходила не в Москве, а в регионах. Но увы, мы имеем от силы два-три десятка официозных мероприятия, да, в лучшем случае, несколько обсуждений на независимых площадках, в год, и отсутствие какого-либо интереса к этой теме со стороны общественных структур.
Я очень надеюсь, что этот вопрос станет важным для лидеров гражданского общества России, интеллектуалов, и его обсуждение уже в ближайшем будущем займет достойное место в содержаниях дискуссий.
С уважением,
Игорь Князев, епископ-викарий Карельской Евангелическо Лютеранской Церкви
09.06.2019